Сила — способность человека преодолеть внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Сила зависит:
- от длины и поперечника мышцы;
- от возбудимости нервных процессов и количества импульсов, поступающих на мышцу;
- от химического состава мышцы.
Теперь вам известно, от чего зависит сила.
К средствам воспитания силы относят:
- упражнения с весом посторонних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.;
- упражнения, отягощенные весом собственного веса (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгивание вверх);
- упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.);
- рывково — тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.
Помимо вышеперечисленных используются упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку; бег в гору, бег против ветра, бег по пашне, воде и т.д.).
Используются также упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.), упражнение с противодействием партнера (элементы борьбы и т.п.). Частота занятий по воспитанию силы должна быть до 3-х раз в неделю.
Теперь вы знаете о средствах воспитания силы.
Методы воспитания силы
Для развития силы используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.
Метод максимальных усилий направлен преимущественно на развитие максимальной силы. Вес отягощения составляет 100% и более. Количество повторений упражнения — 1-3 раза. Количество подходов — 2-5. Отдых между подходами — 2-5 мин. Скорость подъема медленная. Метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает большой прирост силы. В работе с начинающими детьми его давать не рекомендуется, так как просматривается высокая степень травматизма. Мышечная масса увеличивается незначительно.
Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений обеспечивает преимущественно увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы. Вес отягощений — 80-85% от максимального. Количество повторений — 8-10. Количество подходов — 3-6. Отдых — 2-3 мин. Скорость подъема средняя. Этот метод воспитания и развития силы предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений.
Используется строгое нормированное количество повторений от — 5-6 до 10. При этом методе на мышцы поступает большое количество нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается большое количество двигательных единиц, что содействует сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствует повышению общего уровня функциональных возможностей организма. При соответствующем белковом питании наблюдается хорошее увеличение мышечной массы.
Метод динамических усилий создает максимальное силовое напряжение посредством работы с непредельными отягощениям и максимальной скоростью, выполняется с полной амплитудой. Все отягощения — 30-70% от максимума, выполняются до отказа. Количество подходов — 2-4, отдых — 1-3 мин. Скорость выполнения высокая.
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышенности высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). Оптимальная высота спрыгивания — 0,75-1,15 м. На практике применяются более низкие высоты — 0,25-0,5 м. Вес отягощения — 15-25% от максимума, количество повторений упражнения — 5-8. Скорость преодолевающих движений максимальная. Отдых до полного восстановления.
Метод статических (изометрических) усилий. Предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. Для максимального развития силы применяют различные по величине изометрические напряжения: 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 с, и в 100% — 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении.
Обычно на тренировке выполняются 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями — 2 мин. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнять упражнения на расслабление. Изометрические упражнения используются как вспомогательные, дополнительное средство воспитания силы. Тренировка проводится в течение 10-15 мин.
Статодинамический метод включает два режима работы: динамический и статический. Применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин между сериями). Применяется для развития специальных силовых способностей при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.
Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексный подход воздействия на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяются 1-3 раза по кругу. Отдых между каждыми повторениями комплекса должен составить не менее 2-3 мин., в это время выполняются упражнения на расслабление. Для проведения круговой тренировки используется 6-8 станций.
Оценка кругового метода проводится:
- За стандартное время — увеличение количества повторений.
- Стандартное количество повторений, но время через 5-6 тренировок уменьшается.
- По уменьшению пульса через 5-6 тренировочных занятий. Если нет изменения результатов в сторону улучшения, дается дополнительное прохождение кругов.
При планировании занятий по круговой тренировке приняты такие нормативы:
— при занятиях по физическому воспитанию со школьниками — 35- 40% от максимального теста на каждой станции; в тренировочном процессе 55-60% от максимума. Контрольные тесты увеличиваются через 5-6 тренировочных занятий.
Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма (например, игра «Всадники», «Регби» на коленях на мягкой основе — борцовском, гимнастическом ковре, а также «Перетягивание каната», эстафеты с переноской грузов разного веса).
Теперь вам известны методы развития силы, выбирайте понравившиеся и работайте с удовольствием!