Содержательное наполнение учебных и игровых занятий по баскетболу в разные возрастные периоды школьного обучения существенно отличается.
При переходе в следующий класс подбор упражнений в баскетболе на техническую и тактическую подготовку должен осуществляться по принципу «от простого — к более сложному».
В целом основу технического обучения баскетболу в начальной школе составляют: обучение простейшим приемам ловли и ведения мяча, игры в пас и прицеливание перед броском.
Содержание технической и тактической подготовки в средней школе (5−9 класс) имеет такую последовательность:
- взаимодействие с мячом с соперником один на один (без контактных действий);
- выбор и занятие баскетболистами без мяча свободных мест на площадке;
- тренировка бросков в корзину;
- выбивание мяча во время его ведения соперником и накрывание бросков;
- ведение мяча с противодействием соперника;
- открывание на площадке в движении после отдачи передач;
- быстрые прорывы с бросками в корзину;
- броски с противодействием соперника;
- выбор места во время подбора мяча, который отскакивает от щита;
- коллективные атаки с использованием центровых баскетболистов;
- групповые заслоны.
В старших классах общее содержание обучения следует строить в такой последовательности:
- броски в кольцо с разных дистанций;
- использование различных приемов атаки и финтов в условиях крепкой опеки;
- различные способы передач мячика в прыжке;
- блокирование бросков;
- организация позиционного нападения в баскетболе с двумя центровыми;
- скрытые передачи и скидки;
- добивание мячика в корзину в прыжке;
- ведение, передачи и броски в осложненных условиях.
Школьное баскетбольное занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Основными методическими рекомендациями к проведению подготовительной части является предварительная подготовка зала или площадки, начало занятия с построения учащихся и постановки общих, групповых и персональных задач.
К подготовительной части также относится чередование различных средств для обеспечения комплексной нагрузки на различные части тела и группы мышц школьников, различных по характеру выполнения упражнений (например, быстрых и медленных, на растягивание и расслабление), включение в занятия элементов подготовительных к баскетболу подвижных игр.
С точки зрения смыслового наполнения в подготовительную часть рекомендуется включать:
- несколько общеразвивающих упражнений (с целью разогрева организма);
- несколько упражнений из арсенала стретчинга (с целью растяжения мышц);
- серию упражнений из арсенала баскетбольной подготовки (с целью подведения к основной части).
К комплексу упражнений из арсенала стретчинга входят упражнения на статическое, динамическое и пассивное растяжение.
Упражнения из арсенала баскетбольной подготовки делятся на такие, в которых:
- каждый ученик имеет свой мяч (подбрасывание мяча из различных положений и с различными движениями тела; вращение мяча вокруг спины, коленей, головы, туловища, ног; маятники и переводы мяча);
- два ученика работают с одним мячом (передачи в парах обеими руками от груди, с поворотами и тому подобное).