Выполнение приема в баскетболе или действия в упрощенных условиях благоприятствует углублению всех начальных представлений об изучаемом упражнении. Обучение в баскетболе начинается с выполнения простых подводящих упражнений.
При необходимости упражнение расчленяется на составные фазы, выполняется в замедленном темпе, без должного приложения мышечных усилий и т. д. Одновременно выявляются и устраняются ошибки, допускаемые занимающимися баскетболистами в процессе обучения. К следующему этапу следует переходить лишь после того, как большинство юных баскетболистов правильно освоят упражнение.
Выполнение приема в баскетболе или действия в усложненных условиях позволяет приблизить условия выполнения к игровым. Для этого уточняется расстояние, темп, ритм, скорость и сила выполнения, вводятся соревнования на быстроту, точность и правильность выполнения.
Также напрямую увеличивается количество участвующих игроков, обусловливаются противодействия и сбивающие факторы, создаются простейшие модели игровых ситуаций, повышаются требования к нужному качеству и эффективности выполнения баскетбольных приемов, проводятся простейшие игры и т. п.
На этапе совершенствования в групповых упражнениях и в игре занимающимся баскетболистам прививаются навыки и умения во взаимодействии с товарищами в групповых и командных упражнениях.
С целью моделирования предстоящих соревнований проводят командные игры, в которых занимающиеся баскетболисты обучаются правильно применять разучиваемые движения, осваивают командное ведение соревновательной борьбы, выполняют приемы наиболее подходящим способом с учетом игровой ситуации и тактического плана игры, а также определенной функции в команде. На этом этапе формируются необходимые предпосылки для участия в соревнованиях.
Завершающим этапом является совершенствование игровых приемов и действий в условиях соревнований. Это наиболее продолжительный и практически бесконечный этап. Именно в соревновательных условиях приемы игры и действия приобретают необходимую эффективность, стабильность и надежность.