С помощью несложных словесных методов у юных баскетболистов формируется представление об изучаемом движении. К ним относится объяснение, рассказ, беседа, замечания, указания, команды и т. п.
С объяснения начинается создание представления об изучаемом материале. Объяснение должно быть кратким и доступным для всех юных баскетболистов, что занимаются в секции по баскетболу.
Рассказ используется для расширения знаний о содержании спортивной игры баскетбол. Беседы проводят в форме вопросов и ответов. Часто указания применяют при самом выполнении тех или иных упражнений, заданий.
Замечания используют для исправления допущенных ошибок, распоряжения и команды — для руководства деятельностью занимающихся баскетболистов.
Словесные методы обучения и тренировки в баскетболе наиболее часто используются в сочетании с наглядными. К ним относятся правильный и четкий показ упражнений, просмотр кинокартин, образовательного видео, записей баскетбольного матча, кинограмм, иллюстративного материала, просмотр соревнований и т. п.
Использование эффективных методов наглядности требует предварительной подготовки к демонстрации и предварительной организации молодых баскетболистов.
Но основное значение при обучении и тренировке в баскетболе имеют практические методы. Они включают в себя нужный метод строго регламентированного баскетбольного упражнения, игровой, соревновательный, непрерывный и интервальный.
Ведущим из практических методов в баскетболе является метод строго регламентированного упражнения, создающий условия для повторения разучиваемого приема или действия. Этот метод предполагает первоначальное разучивание упражнения по частям или в целом.
При целостном методе обучения (который в спортивных играх применяется чаще других) отдельные приемы и действия разучивают сразу целиком, что позволяет сохранить взаимосвязь и взаимозависимость движений.