Цель аутогенной тренировки (АТ) — достижение активной регуляции мышечного тонуса; снижение активности мышечных волокон и афферентной импульсации, вызванной болевым синдромом; уравновешивание корковых процессов для регуляции высшей нервной деятельности и непроизвольных вегетативных функций, смягчение эмоционально-вегетативной напряженности; стимулирование воли к выздоровлению, активация личности больного, повышение его работоспособности.
Занятия проводили з течение восьми месяцев по трем периодам: подготовительный—1 мес., основной — 6 мес. и заключительный — 1 мес.
Подготовительный период — необходимая часть АТ предусматривает:
- психологическую подготовку больного к АТ, сведя к минимуму те препятствия, которые зависели от особенностей личности больного (непонимание, негативизм и т. д.);
- пригодность групповой психотерапии для каждого конкретного больного, т. е. сформирование группы.
- Задачи подготовительного периода: ознакомление, с больным, изучение особенностей его личности и отношения к своей болезни в процессе опроса, и неврологического обследования;
- обсуждение с больным путей преодоления обострепия заболевания и необходимости соблюдения ортопедического режима;
- назначение предварительных упражнений (дыхательных и на расслабление мышц).
Второй основной период АТ мы поделили на два этапа.
Первый этап (3 месяца) учитывал, что больные находились в подострой стадии заболевания с болевым синдромом различной степени выраженности, что порой создавало определенные трудности при занятиях АТ.. Он начинался с вводной беседы, т. е. разъясняющей психотерапии. Больным давались необходимые сведения о задачах АТ, его механизмах и методах проведения.
Занятия проводились в зале ЛФК в положении лежа на. спине до вытяжения. Больным разрешались анталгические позы во избежание раздражающего действия потока болевых импульсов при АТ. Первые занятия проводились врачом в виде гетеротренинга, а последующие по урокам, записанным на магнитофонной ленте. Продолжительность занятий: вводная беседа—1,5 часа, гетеротренинг 30-40 мин., аудиоплеер —10—20 мин.
Применялись уроки:
- ощущение тяжести в конечностях — две недели;
- ощущение тепла в конечностях — две недели;
- ощущение тяжести и тепла в конечностях по сокращенному тексту —две недели;
- ощущение тяжести и тепла в области спины и живота— две недели;
- обучение навыку расслабления мышц лица и ясности в голове — две недели;
- полный текст АТ с выключением перечисленных пунктов.
К концу курса вытяжения больные -умели вызывать расслабление мышц туловища, конечностей и лица. Они переводились на занятия АТ по второму этапу основного периода, где давался полный текст АТ, записанный на магнитофон в сопровождении музыки, АТ проводилась после выполнения больными лечебной гимнастики в зале и в воде, лечебного плавания и массажа, т. е. перед уходом домой.
В третьем, заключительном, периоде занятий АТ мы обобщали результаты, обучали больных оперативному использованию приемов Ат самостоятельно, в повседневной жизни, давали общие указания по соблюдению правил применения АТ'(регулярность занятий, тщательный самоконтроль и т. д.).
Необходимо отметить, что все больные хорошо чувствовали себя на занятиях, научились полному мышечному расслаблению. Это помогало во время тракций — они «отключались» от окружающего, сосредоточив свое внимание на мышечной релаксации. Чувство облегчения, возникающее во время вытяжения, закреплялось сознательным воспроизведением его при занятиях АТ.
Степень и эффективность результатов АТ у каждого больного определялась на занятиях. Кроме того, больные постоянно вели дневник самоконтроля, в котором отмечались достигнутые результаты как при АТ, так и при других лечебных мероприятиях.
Эффективность применения АТ определялась лишь в комплексе с другими функциональными методами лечения.