Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и наличным возможностям человека, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемоеть, или спортивная обучаемость спортсмена, т.е. его способность повышать функциональные возможности под влиянием спортивной тренировки.
В школе дифференциальной психологии Теплова-Небылицина было выдвинуто представление о свойстве динамичности, или обучаемости, как первичном свойстве нервной системы — одном из важнейших врожденных свойств наряду с силой, подвижностью и лабильностью нервных процессов (Небылицын В.Д., 1963-1972). Обучаемость понималась как скорость образования условных рефлексов.
Развитие учения П.К. Анохина (1975) о функциональной системе изменило и представление об обучаемости. По определению В. М. Русалона (1989), динамичность, или обучаемость, — это быстрота формирования новой функциональной системы в организме. В адаптологии возникло представление о формировании в процессе спортивной тренировки функциональной системы адаптации спортсмена к нагрузкам и о роли временного фактора — скорости адаптации (Солодков А.С.,1988).
При этом степень перестройки функций ограничивается генетически определенной нормой реакции каждого человека, т.е. пределами изменчивости различных признаков организма, а скорость — специальными (темпоральными) генами, контролирующими изменение признаков во времени.
Исследования на близнецах показали генетическую природу обучаемости: при использовании специальных тестов (соединять пары цветных фигур за 30 сек) у однояйцевых близнецов скорость освоения оказалась одинаковой, а у двуяйцевых близнецов имелись достоверно большие различия (Vogel F., Motulsky А., 1990).