Готовность к новому образу жизни предполагает знание ребенком норм поведения, а также умение устанавливать положительные взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Новый образ жизни требует от ребенка обязательной реализации личностных качеств: инициативности, честности, умелости, оптимизма и др. Естественно перечисленные характеристики формируются не в последний год перед поступлением ребенка в школу, а постепенно в процессе всех шести-семи лет жизни, на занятиях и вне их.
С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе, педагогу важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает его желание (мотив) заниматься. По мнению Р.С. Буре, этому способствуют следующие факторы: возможность удовлетворения потребности в познании; наличие определенных трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания (зона ближайшего развития — по Л.C. Выготскому); возможность преодолевать эти трудности и получать положительную оценку (а не отметку) взрослых.
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности ребенка к школе, можно допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.