Обучение в баскетболе как организованный педагогический процесс в спортивных играх основан на следующих принципах: сознательность и активность в баскетболе, наглядность преподавания и доступность информации, последовательность и систематичность тренировок, обязательно связь теории с практикой.
Важный принцип сознательности и активности в баскетболе заключается в целенаправленном, активном восприятии и сознательном овладении знаниями, умениями и навыками.
Сознательное освоение изучаемого материала, заинтересованность, понимание сущности получаемых заданий и активное их выполнение, анализ движений, их самооценка ускоряют ход обучения в баскетболе, обязательно способствуют глубокому совершенствованию и творческому использованию приобретенных спортивных знаний, умений и навыков.
Соблюдение принципа сознательности и активности требует от тренера-преподавателя четкой постановки задач. Поэтому, объясняя новый материал, следует вначале рассказать, а затем детально ознакомить баскетболистов с изучаемым материалом.
Принцип наглядности в баскетболе помогает создать у занимающихся юных баскетболистов ясное и четкое представление об изучаемых приемах и действиях с помощью разнообразных наглядных пособий и современных средств обучения. Это облегчает усвоение материала, повышает интерес к занятиям.
Принцип наглядности применяется на всех этапах баскетбольного обучения и тренировки. При его осуществлении используются такие методические приемы, как образцовый показ упражнений, демонстрация схем, рисунков, макетов, кинограмм, использование тренажеров и новейших технических средств обучения, наглядный просмотр и анализ соревнований и учебных игр.
Принцип доступности в баскетболе часто обусловлен необходимостью соответствия изучаемого материала возможностям занимающихся баскетболистов, что способствует активному их отношению к занятиям. Обучение в баскетболе сложным приемам техники игры и тактическим действиям проходит с помощью подготовительных игр и упражнений.