sport-in » Статьи » Полезная информация » Организационно-управленческие формы отбора

Организационно-управленческие формы отбора

0 208 22-08-2020 08:50

Организационно-управленческие формы отбораОтбор следует рассматривать как одну из важных функций системы управления подготовкой спортивных резер­вов. В отличие от спортивной ориентации, которая определя­йся в основном интересами конкретного индивида, в спортивном отборе важно установление целесообразности привле­чения его к занятиям и тренировкам с учетом требований современного спорта.

Система отбора, ее организационно-методические аспекты во многом определяются социальными условиями и установками. Здесь имеет значение и уровень материального обеспечения и степень развитости механизмов управления, а также принятая технология отбора.

Организационные формы отбора зависят в первую очередь от цели и задач отбора, от тех параметров и критери­ев, которые положены в основу концепции отбора. Как всякая сложная система (или ее определенная часть) структура орга­низации отбора должна обеспечивать эффективную деятель­ность по отбору путем последовательного совершенствования своих составных элементов, их функциональных свойств и связей.

Сама форма организации деятельности по отбору определяется поставленными задачами, выбором программно- методического обеспечения и наличием специалистов или их потребностью. При этом форма организации деятельности по отбору также обусловлена конкретными условиями и потреб­ностью в отборе. Последняя во многом зависит от альтернати­вы выбора. Считается, что можно говорить об альтернативе в rex случаях, если на 1 вакантное место претендует, по крайней мере, не менее 3-4 человек.

В соответствии с функциями и особенностями отбора выделяют несколько форм организации в виде:

  • деятельно­сти отдельного человека, тренера или руководителя команды, а также в такой же роли может выступать какой-либо коллек­тивный орган (например, тренерский совет);
  • неосознанной автономной функции в системе спортивной подготовки;
  • специализированной деятельности селекционера;
  • специа­лизированной деятельности целой системы организации отбо­ра. В первом случае критериями отбора являются, как прави­ло, общие суждения о функциональных возможностях спорт­смена, исходя из уровня достигнутых им результатов и ста­бильности его выступления. Во втором случае отбор происхо­дит как бы стихийно, однако между отсеявшимся континген­том и теми, кто продолжает тренироваться, имеются различия.

Последние обусловлены теми критериями, которые соответ­ствуют представлению тренера о спортивном идеале, структу­рой его ценностных ориентиров в спорте. Так, проведенный в свое время опрос 17 ведущих тренеров по плаванию выявил значительные расхождения в их понимании критериев оценки идеального пловца.

Просьба дать ранг значимости важнейших для пловца экстракласса качеств и свойств выявил широкий диапазон различий — вплоть до прямо противоположных утверждений. Этот факт свидетельствует, что большинство тренеров в работе со спортсменами руководствуется субъек­тивными представлениями, вытекающими из их частного опыта.

Деятельность спортивного селекционера, на наш вз­гляд, весьма эффективна в случаях, когда речь идет о команде или о подборе спортсмена со строго заданными параметрами.

Обычно в качестве селекционера выступает тренер (или лицо), длительное время работающий в сфере данного вида спорта, имеющий богатый жизненный опыт и развитую интуицию. В некоторых аспектах деятельность такого специа­листа, особенно в оценке спортсменов в спортивных играх, в которых класс команды далеко не всегда соответствует эффек­тивности ее отдельных участников, незаменима.

В последние два десятилетия во многих странах за­метно стремление к созданию государственной формы орга­низации спортивного отбора. Такие попытки в первую очередь связаны с потребностью общества в переходе к более эф­фективным методам управления, в том числе в системе подготовки квалифицированных спортсменов.

Наиболее распространенная форма отбора основана на анализе информации, получаемой при массовом тестировании детей по короткой программе со стандартным набором признаков.

Дети с наилучшим уровнем развития физических качеств и определенными параметрами тела привлекаются к спортивным занятиям и в течение 2-3 лет осваивают технические навыки разных видов спорта. За этот период времени тренер может лучше оценить возможности своих учеников и затем рекомендовать их уже к специализированной подготовке в определенном виде спорта.

Другая форма организации отбора основывается на четком возрастном критерии и учете показаний и противопо­казаний к занятиям данным видом спорта. В таком случае дети сразу привлекаются к занятиям конкретным видом спорта и после 2-3 лет начальной подготовки на основе комплекс­ной оценки индивидуальных показателей включаются на сле­дующий этап многолетней подготовки.

Первая модель отбора требует простой, но четкой организационной структуры, согласованных действий различ­ных ведомств, ввода в короткие сроки большого объема ин­формации на ЭВМ. Такая форма организации отбора придает программно-методическому обеспечению второстепенное значение. Ограниченная информативность критериев отбора, очевидно, компенсируется более широким охватом континген­та двигательно одаренных детей, большей альтернативой вы­бора.

Вторая форма организации отбора, несомненно, на первое место ставит степень научной обоснованности и разра­ботанности программно-методических основ, что повышает соответственно наукоемкость создаваемой системы. Однако при этом повышается качество и эффективность отбора. Как правило, в любой национальной системе отбора обе организа­ционные формы в разной степени сочетаются и взаимодополняют друг друга.

Внедрение разных форм отбора показало возможность и целесообразность создания различных моделей организации деятельности по отбору соответственно этапу спортивной подготовки. Это выражается в необходимости создания отно­сительно автономной системы отбора на разных этапах многолетней подготовки.

При общей ее направленности на достижение главной цели — подготовки спортсмена экстра­класса, каждый уровень в системе отбора ориентирован в до­стижении частной цели путем решения определенных задач. В связи с этим на каждом этапе многолетней подготовки от­бор ориентирован только на обеспечение цели того этапа под­готовки, решение задач которого он и обязан обеспечить. Ис­ходя из этого, при единстве своих основных функций на каж­дом этапе спортивной подготовки система отбора отличается объемом и содержанием работы.

Каждая «горизонталь» в единой системе отбора обла­дает особенностями структуры организации и специфики самой деятельности по отбору. Эффективной деятельности со­ответствует такая форма организации, при которой система отбора отвечает требованиям стабильности (устойчивости), пропорциональности (соразмерности), адаптивности и рацио­нальности.

Выполнение этих требований связано с рациональ­ной, применительно к особенностям контингента, формой ор­ганизации отбора, а также оперативностью сбора, обработки информации и передачи для последующего принятия реше­ний.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: