2 сентября 2002 года российские болельщики собрались на московском стадионе «Динамо», чтобы поболеть за сборную России, игравшую в это время за рубежом с командой Швейцарии. Проход был бесплатный, пришло более 7 тысяч болельщиков.
Видимого повода для начала драки не было никакого. Однако на исходе 15-й минуты фанаты, как на подбор стриженные под ноль и одетые в черные джин- гы и куртки, стали затевать локальные стычки. Затем принялись выдирать кресла и бросать их на нижний ярус… Почти весь первый тайм происходило то, что иначе, как фанатским беспределом, и не назовешь.
В верхнем секторе были вырваны все пластиковые сиденья. Милиция не смогла дать отпор. И тогда пригласили ОМОН, при участии которого драка переросли прямо-таки в военные действия. Тем не менее отряду милиции особого назначения удалось оттеснить фанатов к выходу.
Пока рецепт борьбы не найден. Дело в том, что, в отличие от Англии, где лиц, единожды замеченных в хулиганских действиях во время матча, потом в течение пять лет не пускают на стадион, у российских правоохранительных органов даже таких санкций нет. Есть лишь специальная картотека, где отмечены имена около 700 болельщиков, задержанных за хулиганство. Появились специальные камеры, снимающие потенциально взрывоопасные сектора на стадионах. Но при этом с юридической точки зрения права не пускать хулиганов на трибуны у сотрудников милиции нет.
Что уж говорить о случаях так называемого массового просмотра вне стадионов.
Чемпионат мира по футболу 2002 года проходил в Японии и Корее. Соответственно в прямом эфире поединки сборной России показывались в первой половине дня. Московские власти решили организовать просмотр на улицах города выставили большие экраны на Манежной площади и Поклонной горе.
Первый матч — 5 июня 2002 года — выдался для болельщиков сравнительно спокойным. Вероятно, потому, что победа сборной России над командой Туниса прогнозировалась как совершенно очевидная (it прогнозы подтвердились). А потому возле экраном собралось не такое большое количество зрителей.
А вот следующий матч — 9 июня с командой Японии — был омрачен жесточайшими побоищами, в ходе которых погиб один человек и ранено до ста, причем более 30 пострадали серьезно.
С самого начала на Манежной площади было слишком мало сотрудников милиции для того, чтобы контролировать десятитысячную толпу. После мяча в ворота сборной России (встреча так и закончилась 0:1, этот гол был забит на 44-й минуте) перед экраном, где собрались фанаты, возникли мелкие стычки между спартаковцами и болельщиками ЦСКА. Вскоре началась массовая драка с милицией (которая вскоре растворилась, и ее не было видно до конца беспорядков), прохожими и всеми, кто попадался под «горячую руку».
По отзывам очевидцев, на Манежной площади, в близлежащих переулках и на Тверской улице были разгромлены почти все автомобили, часть из них сожжена, разбиты витрины во всех бутиках. По пути фанаты отлавливали и избивали лиц кавказской национальности. На тех, кто появлялся на улице на автомобиле, сразу нападали — запрыгивали на машину, выбивали стекла, избивали железными прутьями самих водителей.
Таким агрессивным маршем фанаты дошли до Пушкинской площади и здесь уже разбрелись кто куда.
В результате побоищ и беспорядков скончался омоновец, пострадавший от рук фанатов, а также недалеко от Манежной площади был обнаружен труп подростка с колото-резаными ранами. Кроме того, пострадали пятеро японцев, попавших в эпицентр разгула футбольных хулиганов.
По подсчетам, хулиганы разбили более сотни автомобилей, а также витрины магазинов и ресторанов, расположенных вблизи Манежной площади.
Ко время следующего матча нашей сборной с командой Бельгии центр Москвы был взят под контроль милиции, по периметру окружившей Манежную площадь. Патрули военнослужащих Внутренних войск дежурили на близлежащих станциях метрополитена. Па сей раз конфликтов удалось избежать.
Но, скорее всего, фанатам было уже достаточно и одной «показательной» битвы. Можно утверждать, что 9 июня 2002 года российский футбол потерпел болезненное двойное поражение: на футбольном поле в Японии и в центре Москвы от хулиганствующих молодчиков.
Обвинения были предъявлены 36 участникам погрома, в том числе 18 несовершеннолетним. Впоследствии за хулиганские действия, имевшие место осенью 2002 года, понесли наказание 10 человек. Один из них был признан виновным в погромах торговых точек в центре города и приговорен к отбыванию 3- летнего наказания в колонии общего режима.
Сразу после погромов Правительство Москвы возместило ущерб владельцам разбитых витрин и выдало денежные компенсации людям, оказавшимся в больницах. А вот владельцы пострадавших автомобилей в компенсационный список не попали. Жалобы трех жителей столицы, чьи автомобили оказались испорчены в результате массовых беспорядков на Манежной площади, были отклонены Мосгорсудом. Суд посчитал, что трансляция матча на Манежной площади была «стихийным мероприятием», к которому власти города не имеют отношения.