Давным-давно появились и обидные прозвища. «Мясо» или «свиньи» — у «Спартака» (ассоциация с «Промкооперацией», советским торговым ведомством довоенной эпохи). «Кони» и «мусора» — соответственно ЦСКА и «Динамо». Армейцы ассоциировались с Первой конной армией Буденного, динамовцы — с милицией.
Впрочем, и в этом фанаты сыграли на опережение, включив эти прозвища в свои песни и народный фольклор, чем нивелировали обидный оттенок. Помните жест Егора Титова после забитого им лет пять назад мяча? Под игровой формой обнаружилась футболка с надписью «Кто мы? Мясо!», которую он продемонстрировал стадиону и телезрителям.
Сейчас, кроме устойчивых исторических привязанностей к клубам «Динамо», «ЦСКА», «Спартак» (Москва), случаются временные фанатские «вспыш- щ|, Фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успехи: выхода в премьер-лигу, победы в чемпионате, успешной игры в еврокубках и т.д. Наиболее характерный пример такого рода — всплеск интереса к московскому «Локомотиву».
Теперь уже практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе, и у ряда клубов первого дивизиона, появляются свои фан-«фирмы». Прежде всего из других российских клубов выделяется «Зенит». Впечатление, что питерцы заняли место киевского «Динамо» советского времени, постепенно рассорившись почти со всеми московскими болельщиками (исключения пока составляют болельщики ЦСКА). Однако фанаты из города на Неве прославились больше своей восторженной поддержкой и пением, чем хулиганскими выходками.
Московский фанатизм, а значит, и весь российский, окончательно взял курс на Англию, где под этим подразумевается мода плюс футбол. Нет того фейерверка красок, что мы видим в южных европейских странах, прежде всего в Испании и Италии. Сейчас у нас на хулиганах и воинствующих фанатах минимальное количество атрибутики. В отличие от простых болельщиков.
Ближе к концу 90-х годов российский фанатизм пришел к тому, что мода под названием «casual» захватила умы футбольных суппортеров России. Правда, немного по-своему. Для английского фаната «casual» — это одежда от дорогих производителей, а использование более дешевых лейблов, в сочетании с джинсами и спортивной обувью, есть лишь маскировка под простых обывателей.
В России же производящие ширпотреб спортивные фирмы, которыми брезгуют западные фаны, были возведены чуть ли не в ранг униформы.
Правоохранительные органы попросту проигнорировали появление в Москве и Питере фанатских группировок. Правда теперь в столице есть специальные подразделения милиции, отслеживающие лидеров этих сообществ. Также существует информационная база данных на особо отличившихся хулиганов.
Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она, по некоторым оценкам, доходит до 100 тысяч человек. В начале 2005 года представитель МВД назвал цифры по агрессивно настроенным болельщикам, которые заставляют задуматься даже самых благодушных: московский «Спартак» — более 22 тысяч, ЦСКА — более 20 тысяч, «Зенит» — около 20 тысяч. Конечно, это очень примерно, но цифры более чем серьезные…
Вначале фанаты объединялись в группы по 50- 60 человек по территориальному принципу. Это было в середине 70-х. Однако первый «моб» в английском значении появился в 1994 году— фанатами «Спартака» была организована группировка «FLINT’S CREW».
Теперь фанатизм развился настолько, что подобных «мобов» — больших или не очень — у ЦСКА и «Спартака» более десятка на каждого, у «Динамо» — немного меньше.
Есть в каждой «фирме» несколько человек, которым запрещен въезд в ту или иную страну, — значит, там у них были проблемы с законом. Какие- то противоправные действия заканчиваются лишь депортацией (зачастую), какие-то условным сроком, но можно получить и срок реальный.