sport-in » Статьи » Полезная информация » Болельщики бывают разные

Болельщики бывают разные

0 264 31-08-2020 06:42

Болельщики бывают разныеЧеткую границу, которая отделяет цивилизован­ную поддержку любимых спортсменов от необуздан­ного, агрессивного фанатизма, провести сложно. Не всегда можно понять, как желание поболеть за свою команду перерастает в оголтелую агрессию.

Так уж сложилось, что больше всего болельщиков завоевал футбол. Это — «медицинский факт». И боль­шая часть хулиганских действий, проступков и пре­ступлений тоже сопутствуют футболу. В других ви­дах спорта поддержка болельщиков, оказываемая любимым командам, редко выходит за рамки дозво­ленного и представлена гораздо меньшим количе­ством инцидентов (о которых мы, впрочем, тоже упо­мянем). Кроме того, часто спортивные общества — как например, в России «Динамо», ЦСКА, «Спар­так» — имеют не только футбольные, но и хоккейные, баскетбольные команды.

В истории спорта зафиксирована даже «футболь­ная» война. Перед Чемпионатом мира в Мексике в 1970 году сборная Сальвадора выиграла у Гондураса — .4:2. Из-за этого в Гондурасе начались массовые бес­порядки. Обиженные местные жители всерьез при­нялись вымещать злость на сальвадорцах, живущих в Гондурасе. Было много смертельных случаев. В результате Сальвадор ввел в Гондурас войска, а конф­ликт был улажен лишь при посредничестве Органи­зации американских государств.

Договоримся сразу о терминах. Есть несколько разновидностей тех, кто сопереживает вместе с ко­мандами.

Болельщики». Их наибольшее количество. Они могут приходить на стадион, но и запросто оставаться у телевизора. Многое зависит от того, как играет ко­манда, собственного настроения, наконец, от погоды. У большинства людей данной группы есть свои куми­ры. Когда какой-то кумир меняет команду, его болель­щики часто «следуют» за своим кумиром.

«Фанаты». Не представляют себе, как можно не оказаться на стадионе, где играет любимая команда. Даже если она играет за несколько сот километров. Например, люди могут проехать автостопом пол-Ев­ропы или «вписаться» в поезд бесплатно, занимая место в багажных отделениях купе. Что является ди­костью для обывателя, если учесть, что за все это фа­наты получают матч длиной примерно 90 минут. Как признаются они сами, к ним относятся как к живот­ным. Они путешествуют по стране, чтобы, стоя под проливным дождем, продуваемые всеми ветрами, в очередной раз поддержать свою команду. И еще пла­тят заоблачные деньги за эту привилегию. Кто еще способен на это? Кто способен это понять?

«Хулиганы». Подвид фанатов, их воинствующее лицо. Искатели приключений. Зачастую просто аг­рессоры. Наиболее активные придерживаются так называемой концепции «hard core» — склонности к насилию. При возникновении каких-либо беспоряд­ков они принимают в них самое активное участие. Банда воюет только с бандой. Или с представителя­ми властей. Идеология околофутбольных хулига­нов — национализм, агрессивное отстаивание интересов той или иной команды. Или это всего лишь ширма?

Хулиганы и фанаты болеют, прежде всего, за всю команду, редко выделяя отдельных исполнителей. Когда какой-то игрок покидает клуб, в редких случаях. к нему остается какое-то повышенное внимание, кроме аплодисментов в знак признания его заслуг перед любимой командой.

Разница между хулиганом и фанатом в том, что первый едет поддержать команду, подозревая, что на «чужой» территории возможны стычки, драки, но главное — все же поддержка любимых спортсменов. А для хулигана главное — как раз драка, он всегда готов побузить, «защитить» цвета клуба кулаками.

Нередко перед встречей команд их наиболее агрес­сивные фанаты, так называемые «хулсы», назнача­ют место и время пересечения — стрелку, на которой выясняют, кто сильнее в поединке. Что при этом мож­но использовать в качестве подручных средств, огова­ривается специально. Хотя от вероломства в таких слу­чаях никто и не застрахован. Пересечения «мобов», «фирм» — организованных групп людей, относящих себя к тому или иному клубу, — редко происходят вблизи стадионов (во всяком случае, сейчас) и почти всегда фотографируются, часто даже снимаются на видео. Чтобы затем, затерев до неузнаваемости лица, разместить отчеты о боевых действиях во всемирной паутине на соответствующих ресурсах.

По оценкам хулсов, драки — это идентификация себя с командой: дома вы защищаете свою репутацию, на выезде вы атакуете репутацию чужаков. Именно такие агрессивные фанаты создали в Англии субкуль­туру футбольного фанатизма.

С другой же стороны, у хулиганов (не берем в рас­чет отморозков) есть свой кодекс, согласно которому они могут «пересекаться» с подобными себе или с правоохранительными органами. Простые болельщи­ки — «кузьмичи» в их терминологии — почти никог­да не становятся объектом для нападения, если не попадают под горячую руку в эпицентре событий.

Что же объединяет все три группы?

Во-первых, пение на стадионах, скандирование, эмоции. Тут, как говорится, кто во что горазд — в за­висимости от того, какие традиции есть в той или иной стране. Если, конечно, фанат не допьется до не­вменяемого состояния, а хулиган не попадет в руки милиции или полиции. Например, в Англии пре­красно поют и скандируют во время матчей. И пьют тоже в выдающихся объемах, но не об этом речь. В финале кубка Английской лиги 2005 года был за­фиксирован рекорд шума на стадионе, занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса». После гола игрока «Ли­верпуля» в ворота лондонского «Челси» мерсисайдские болельщики произвели вопль мощностью 130,7 децибела.

Во-вторых, все три группы объединяет то, что представителями как болельщиков, так и фанатов, и хулиганов могут быть практически все социальные слои и классы общества. Не в равной пропорции, ес­тественно. Поклонники английской сборной, устра­ивающие бесчинства во время игр национальной ко­манды, в основной своей массе — представители среднего класса.

Вот что отмечено многими учены­ми, изучающими фанатизм как разновидность соци­ального поведения: люди, практикующие насилие «при спорте», не видят в этом собственно криминаль­ного акта, они делают вещи, которые в другое время и в другой обстановке посчитали бы невозможными.

То есть в своей повседневной жизни они совсем не думают о нападении на людей, в то время как во вре­мя матчей любимых команд постоянно готовы к это­му. Чаще всего мы будем называть их всех вместе болельщиками, подразумевая, что в поле зрения органов правопорядка остаются все-таки лидеры фа­натского движения.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: