Допинг-скандал, результатом которого стало изгнание капитана «Спартака» Егора Титова на год из футбола, а еще несколько игроков «красно-белых» прямо или косвенно заявляли, что едва ли не вся народная команда улучшала результаты не самыми позволенными методами, чуть было не утащил самый титулованный клуб России на дно прозябания.
По версии, которая успешнее других выдерживает критику, все началось перед отборочными играми российских сборных — взрослой и молодежной — с командами из Ирландии. За несколько дней до игр, когда спортсмены уже были на тренировочном сборе, в московской антидопинговой лаборатории после всеобщей проверки в крови некоторых из участников был найден запрещенный препарат — бромантан.
Это вещество — психостимулятор, изобретенный военными фармакологами в 80-е годы прошлого века. Создали Бромантан военные медики советского времени как вещество, увеличивающее выносливость, иммунитет и улучшающее активность, в т.ч. физическую и мозговую активность. К тому же известно, что это средство наделено выраженным психостимулирующим действием, кроме того, оно способно маскировать употребление стероидов (во время выпуска все стандартные процедуры МОК, выявляющие применение допинга, оказались бессильными перед этим препаратом, с течением времени картина немного поменялась).
Как выяснилось, бромантан не входит ни в какие медицинские препараты и запрещен с 1996 года. А к моменту «дела Титова», вернее сказать, «дела «Спартака», о нем не вспоминали уже шесть лет — с 1997-го, когда была лишена золотой медали Чемпионата мира и дисквалифицирована наша лыжница Любовь Егорова.
И вот это вещество снова появилось на спортивной сцене. Тренерская чехарда, начавшаяся с конфликта Олега Романцева с тогдашним президентом «Спартака» Андреем Червиченко, вынесла на красно-белый Олимп молодого, в ту пору считавшегося талантливым и фартовым Андрея Чернышева, в помощники которому был определен харизматический в недалеком прошлом форвард Сергей Юран.
А дальше — слухи, судя по которым Чернышеву, сменившему итальянца Невио Скалу, была поставлена задача: вернуть «Спартак» в тройку сильнейших и выиграть с ним Кубок. К моменту назначения Андрея клуб, раздираемый внутренними дрязгами, шел и нижней части турнирной таблицы. Но и шанс встать у руля самой популярной команды страны выпадает молодым специалистам не часто. В связи с этим понятно, почему Чернышев взял-таки на себя повышенные обязательства.
А дальнейший ход событий позволяет предположить, какие для этого были задейство- ианы средства. Спустя какое-то время стало ясно, почему молодому тренеру не дали поработать и полгода. После огласки «дела Титова» версия изгнания Андрея Чернышева из «Спартака» из-за буйного нрава спартаковского президента Червиченко признана несостоятельной. По словам тогдашнего главы российского футбола Вячеслава Кол основа, в «народной» команде существовал настоящий допинг-конвейер.
Наверняка болельщики, наблюдавшие матч чемпионата «Динамо» — «Спартак» летом 2003 года, не забудут эпизод, когда защитник «красно-белых» Максим Деменко, покидая поле после замены, последовал на… динамовскую скамейку запасных. По словам игроков, после игр они (особенно те, кто выходил в основном составе и принимал таинственные снадобья) не могли уснуть до рассвета. А по словам того же Максима Деменко, из-за допинга он потерял весь следующий 2004 год — его организм перестал чувствовать порог опасности, и травмы посыпались одна за другой, а сроки восстановления увеличились.
В пользу того, что российские футбольные функционеры были осведомлены об этой нечестной игре, говорит и тот факт, что по различным причинам в сборной не сыграли тогда Титов (капитан) и Ковтун, а также все спартаковцы из молодежной сборной: Павлюченко (ее лучший бомбардир на тот момент), Павленко и Белозеров. А еще то, что через неделю после игр сборных в отставку был отправлен тренерский штаб «красно- белых» и один из врачей команды Анатолий Щукин. Другой — Артем Катулин — получил двухлетнюю дисквалификацию, но позже был амнистирован.
В штате команды работали два врача, которые стали главными действующими лицами и, если хотите, официальными «козлами отпущения». И если врач Артем Катулин, перешедший из ЦСКА, сосредоточился на лечении спортивных травм игроков, то его коллега специализировался по так называемой «нетрадиционной» медицине.
Анатолий Щукин занимался повышением выносливости игроков. Ведь не секрет, что физическая форма была одной из главных проблем спартаковцев. Летом по жаре к концу матчей игроки едва передвигали ноги. Одно дело, когда игра у команды шла и недостаточная «физика» нивелировалась вдохновением в схватке, и совсем другое, когда не было ни «физики», ни вдохновения, — результаты «народной команды» становились очень скромными.
Кто виноват и кто крайний — так разделило время двух спартаковских врачей. Но факты говорят за себя: Артем Катулин получил дисквалификацию, продолжил работать в спортивной медицине, и даже Титов позже признавался, что не имеет к нему претензий. Спартаковские игроки впоследствии не раз обращались к Артему за помощью.
Другой «эскулап» — Анатолий Щукин. О его причастности к допинговым играм косвенно свидетельствует факт его немедленного увольнения из команды вместе со спартаковским тренерским штабом. По другим свидетельствам, он покинул команду сразу после того, как стало известно об обнаружении бромантана в крови спартаковцев во время проверки в стане сборной. Щукин очутился в «Торпедо-Металлурге» (ныне— ФК «Москва»), откуда и уходил в «Спартак» к Чернышову, с которым работал в молодежной сборной России. Соответственно, главный тренер Чернышов не мог не знать о происходящем безобразии.
Иначе какой же он главный? А знал ли тренер Юран? Как опытный футболист, находившийся в постоянном контакте с игроками, не мог абсолютно ничего не знать. С другой стороны, не все гак однозначно, ведь после вспыхнувшего бромантанового скандала и Чернышов, и Юран, хоть и с понижением, но остались в тренерской обойме.
Информация: Бромантан — Это вещество — психостимулятор, изобретенный военными фармакологами в 80-е годы прошлого века. Создали Бромантан военные медики советского времени как вещество, увеличивающее выносливость, иммунитет и улучшающее активность, в т.ч. физическую и мозговую активность. К тому же известно, что это средство наделено выраженным психостимулирующим действием, кроме того, оно способно маскировать употребление стероидов (во время выпуска все стандартные процедуры МОК, выявляющие применение допинга, оказались бессильными перед этим препаратом, с течением времени картина немного поменялась). Как выяснилось, бромантан не входит ни в какие медицинские препараты и запрещен с 1996 года.