Существует множество видов патологии межпозвоночных дисков. В случае повреждения концевой пластинки позвонков, что приводит к развитию грыж Шморля, патология часто остается невыявленной. Грыжа Шморля — это результат протрузии пульпозного ядра межпозвоночного диска через поврежденную концевую пластинку.
При диагностической визуализации видны «углубления, формирующиеся в результате разрушения трабекулярной кости, что является следствием травмы». Эта патология была впервые описана в 1927 г. немецким патологом Кристианом Г. Шморлем (Christian G. Schmorl). МакГилл (McGill) отметил, что при повторяющемся сдавливающем воздействии на интактный позвонок появляются подобные признаки.
Переломы концевых пластинок часто ошибочно принимают за грыжи межпозвоночных дисков, т. к. при проведении компьютерной томографии видно сужение пространства между межпозвоночными дисками. Многие пациенты рассказывают о том, что слышали «щелчок» в момент повреждения, МакГилл объясняет этот щелчок возникновением перелома концевой пластинки в результате сдавления позвонков, что было подтверждено лабораторными опытами над позвонками свиней.
У некоторых пациентов симптомы остро возникают сразу после травмы, у других они не наблюдаются вообще. Это объясняется биомеханическими изменениями, следующими за переломом. Они заключаются в уменьшении межпозвоночного пространства и в сдавлении корешков нервов костными структурами или мягкими тканями.
В этой статье описывается случай женщины- хоккеистки из университетской команды по хоккею на льду, страдающей от болей в нижней части спины. Я последовательно остановлюсь на возникновении симптомов у пациентки, так как это поможет лучше понять изменения в ее состоянии.
Более 80% всего населения когда-либо испытывали боли в поясничной области. Есть множество причин возникновения болей в нижней части спины, которые могут появляться в мышцах, связках и костях, а также в суставах. Одна из самых частых причин заключается в состоянии межпозвоночных дисков. Часто при проведении диагностической визуализации у пациентов обнаруживаются признаки повреждения межпозвоночного диска, но не выявляются симптомы его патологии.
История болезни
Д. Д. — здоровая женщина в возрасте 21 года, хоккеистка, играет за команду университета,впервые обратилась в клинику спортивной медицины в октябре. Будучи подростком, она играла в футбольной и хоккейной командах, принимала участие в соревнованиях.
Сначала она начала испытывать боли в правой поясничной области, иррадиирующие в правую ягодичную область, усиливающиеся при физических нагрузках, при пребывании в положении сидя и стоя в течение длительного времени.
Никакие упражнения или положения не спасали ее от боли и не облегчали ее. Она описывала свою боль как постоянную и тупую, эпизодически боль была острой, стреляющей. Боли возникали при активных сгибательных движениях, наклоне в левую сторону, повороте туловища влево, боли локализовались на уровне L2-L3.
Пальпация отростков L2 и L3 справа была болезненной. Врач спортивной команды осматривал ее в ноябре и поставил диагноз «болевой синдром в поясничной области». Было назначено местное лечение: ультразвук на области поясничного отдела, упражнения на растяжку и укрепление мышц, стимуляция интерференционными токами. Улучшение наступило через несколько недель. Дальнейшее состояние пациентки последовательно описано ниже.
Март. Пациентка вновь обратилась в клинику с жалобами на возобновление болей, которое наступило очень скоро. Она констатировала периодически повторяющиеся приступы боли, последовавшие за несколькими неделями улучшения.
Октябрь. Д. Д. вернулась к тренировкам и предъявила жалобы на симптомы, свидетельствующие о наличии корешкового синдрома, включая покалывание в правой ягодичной области и правом бедре, подошвенной поверхности правой стопы, усиливающиеся во время продолжительного сидения. Чувствительность и сила в миото- мах, дерматомах L2-S2 были сохранены, подколенный и Ахиллов рефлексы в пределах нормы.
Боль возникала при проверке симптомов натяжения и определения подвижности конечности. Боли в пояснице утихли, но пациентку продолжали беспокоить ощущения покалывания и онемения в стопе. Врач команды назначил лечение нестероидными противовоспалительными средствами (НПВС)
Ноябрь. На основании характера симптомов был заподозрен спондилез и назначено рентгенологическое исследование. На рентгенограмме признаков спондилеза не выявлено
Декабрь. Д. Д. направили к физиотерапевту для консультации. Были назначены мануальная терапия, упражнения, а также терапевтическое лечение, все это не дало результатов
Январь. Назначено проведение компьютерной томографии (КТ)
Февраль. По результатам КТ патология не выявлена.
Февраль/март. Д. Д. предъявила жалобы на более частые эпизоды покалывания и онемения в правой голени и в области пятки, усиливающиеся через короткое время в положении стоя и сидя (менее чем через 15 минут). Она была направлена на консультацию к нейрохирургу, была проведена магнитно-резонансная томография (МРТ). Нейрохирург решил, что она не нуждается в хирургическом лечении.
Апрель. Д. Д. была направлена к ортопеду. Он обнаружил лишь некоторые нарушения осанки, вызывающие боли, и ничего более существенного. При ознакомлении с результатами МРТ он отметил наличие грыж Шморля на нескольких уровнях в поясничном отделе.
Врач посоветовал снизить интенсивность тренировок, перейти с бега на быструю ходьбу для тренировки сердечно-сосудистой системы до такого уровня, когда пациентка сможет выполнять эти нагрузки без боли, выполнять упражнения для снятия неврологической симптоматики, а затем постепенно вернуться к прежним нагрузкам. У пациентки отмечалось некоторое улучшение, но она все так же страдала от болей в поясничной области и в правой стопе.
Лечение
В случае Д. Д. применялись различные варианты терапии. Она не выполняла указания по снижению интенсивности тренировок в течение сезона игр, что способствовало ухудшению ее состояния. Ей было назначено лечение НПВС для снятия воспалительной реакции.
Ультразвуковое воздействие и стимуляция интерференционными токами применялись для ослабления проявлений локальных симптомов. Мануальная терапия и методики с использованием физических упражнений были назначены с целью профилактики тазовых расстройств. Также применялись лечебные упражнения на растяжку, направленные на те области, где присутствует мышечный спазм.
Кроме того, проводилось мануальное растяжение поясничной области с использованием тракционного пояса по методике, описанной Портфилдом (Porterfield) и Де Роса (DeRosa). Были назначены специальные упражнения для укрепления мышц туловища, разработанные по МакГиллу.
Этот комплекс включает упражнения «кошка/верблюд», «мостик», «собака», направленные на укрепление мышц брюшного пресса. Выполнялись также специальные упражнения со спортивным инвентарем, имитирующие стрельбу из лука или броски, укрепляющие мышцы брюшного пресса. Кроме того, в клинике проводились перекрестные тренинги, занятия на гимнастических мячах, а также комплекс укрепляющих мышцы туловища упражнений.
Большинство из них не усугубляли состояние пациентки во время или после их выполнения. Упражнения, направленные на устранение неврологической симптоматики и описанные МакГиллом, призваны облегчить состояние пациента. Упражнения МакКензи (McKenzie) [5] из положения ничком и стоя применялись, но не облегчали симптомы.
Обсуждение
Необходимо обсудить несколько важных проблем, затронутых в данном случае. В первую очередь стоит подумать о том, что жалобы на боли в поясничной области типичны для спортсменов высокого класса, тренирующихся с высокой интенсивностью, участвующих в соревнованиях.
Во время разных периодов в течение спортивного сезона тренировки проходят в среднем четыре или пять раз в неделю, спортивные состязания — один или два раза в неделю, а также два или три раза в неделю — тренировочные семинары. Это огромная физическая и умственная нагрузка для студентов- спортсменов, организмы многих из них в это время находятся в стадии интенсивного роста (большинство студентов-спортсменов в Канаде поступает в университет в возрасте 17 лет).
Во-вторых, очень важно проводить дифференциальную диагностику при оценке состояния пациента. Часто представляется очень сложным или невозможным определить наличие специфических повреждений тканей, являющихся причиной возникновения симптомов, особенно во время интенсивных тренировок или при отсроченных жалобах на возникновение какого-либо дискомфорта. Это и является критическим моментом для студентов, молодых специалистов по спортивной медицине, а также для самих пациентов и затрудняет диагностику.
Клиницисты должны предпринимать все усилия, чтобы исключить возможные патологии при оценке состояния пациентов. Очень важно не предполагать лишь один диагноз, а понимать, что большинство травм не ограничивается лишь повреждением одной из структур.
Например, несколько разных по строению тканей могут быть повреждены, и симптоматика осложняет постановку диагноза. В связи с этим о случае Д. Д. можно сказать, что пациентка страдала от травмы позвоночника, включающей в себя компрессионные повреждения нескольких концевых пластинок тел позвонков, впоследствии развились грыжи Шморля на нескольких уровнях поясничных позвонков.
Этим, однако, не объясняются до конца все те жалобы, которые предъявляла больная. Ключом в головоломке является методика лечения, подходящая для студентов-спортсменов, которая позволяет улучшить состояние пациентки, зависящее от множества факторов.
Для этого необходимы глубокие знания анатомических и биомеханических особенностей строения и функций поясничного отдела позвоночника. Концевая пластинка позвонка представляет собой обособленную хрящевую структуру, тесно связанную с подлежащей спонгиозной костной тканью. Чтобы оценить степень деформации, возможной в концевой пластинке, МакГилл предлагает взять позвонок свиньи и сдавить его между большим и указательным пальцами.
Под действием аксиального давления пульпозное ядро межпозвоночного диска оказывает давление на концевую пластинку позвонка. Относительно небольшая сила давления может привести к возникновению перелома концевой пластинки, «вязкая субстанция ядра будет вдавлена в тело позвонка сквозь трещину».
Боли в нижней части спины представляют собой сложную головоломку. Нам необходимо добиться от своих пациентов как можно более полного рассказа о болезни. Пациентов с высокой мотивацией будет трудно заставить отказаться от привычной физической активности, в связи с этим важно объяснить им сущность проблемы и предложить альтернативные виды нагрузки в период реабилитации. Для выяснения причин повреждений необходимо уметь задать правильные вопросы, внимательно выслушать, приложить все усилия для выбора и осуществления лечения.
Роб Бернс (Rob Burns) — главный спортивный врач Университета Ватерлоо в Ватерлоо, Онтарио, Канада. Он является инструктором на курсах спортивныхтравм факультета кинезиологии. Роб также совладелец Реабилитационного центра (Strength Training and Rehabilitation Services, S.T.A.R.S.).