Еще один случай замены в баскетболе — когда игрок сам просит отдыха из-за того, что сильно устал. Именно из-за усталости, а не потому, что ему трудно, например, сдержать сильного подопечного соперника.
Хотя бывают и такие случаи, когда баскетболист, слабо подготовленный психологически, не волевой, не находит ничего лучшего, как просить замены. В наших командах таких игроков очень мало.
Мы приучаем своих баскетболистов не бояться трудностей игры, преодолевать их. Но если игроки действительно устали, то они не стесняются просить замены, чтобы немного отдохнуть.
Бывает, что баскетболист растеряется на площадке, никак не может наладить игру. Такого игрока мы заменяем, даем ему возможность осмотреться, сидя на скамейке запасных, объясняем ему, от каких ошибок и как ему надо избавиться.
Рассказываем, как баскетболисту следовало действовать в тех или иных ситуациях против «своего» соперника. Обращаем внимание игрока на привычные, излюбленные приемы игры его подопечного. Выйдя вновь на площадку, наши воспитанники обычно начинают играть в нужном ключе, обдуманно выполняют тренерские указания.
Если же и после кратковременного «семинара» на скамейке игрок не находит себя на поле, то его следует немедленно снять с площадки. Во время разбора игры с таким баскетболистом мы говорим отдельно, объясняем, чего от него хотим, как ему исправить свои ошибки. Игрока, который делает в матче одни и те же ошибки, нужно заменять обязательно.
Когда результат матча уже предопределен, мы вводим в игру менее опытных баскетболистов, чтобы они набирались соревновательного опыта.
Замены баскетболистов в матчах
Замены баскетболистов в матчах мы делаем в те же моменты игры, как и большинство тренеров, работающих с детьми.
Может быть, о некоторых моментах мы думаем иначе, но это вопрос дискуссионный, и поднимать его не стоит. Вот наши основные взгляды на замены баскетболистов.
Мы считаем, что в детских командах (речь не идет о взрослых баскетболистах — там свои особенности и правила) по возможности не следует менять игроков. Намеченный на матч состав должен провести всю игру. Замена баскетболиста — это чрезвычайная мера, к которой нужно прибегать как можно реже.
Замены баскетболистов мы подразделяем на заранее запланированные и на вынужденные. Намечаем замену перед соревнованием мы либо тогда, когда стремимся сберечь силы некоторых баскетболистов, либо тогда, когда хотим изменить тактику игры, а лучшие исполнители нового варианта игры находятся в запасе.{banner_d-001}{banner_m-001}
Вообще то мы крайне опасаемся систематических замен в баскетболе, так как в детских командах очень мало игроков, способных быстро включаться в игру и успешно защищаться против атак разыгравшихся соперников.
В каких случаях мы проводим вынужденные замены в ходе игры?
Если баскетболист в данном матче играет, бесспорно, ниже своих возможностей, хуже обычного, то мы его меняем очень быстро, минут через 7−10, а иногда и раньше. Иначе игрок наделает столько ошибок, что потом исправить упущенное никому не будет под силу.
Нужно ли производить замены
Заменять баскетболистов, которые в ходе игры получили три или четыре персональных замечания, мы считаем необязательным.
Здесь мы принимаем в расчет характер игрока: если уверены, что в оставшееся время баскетболист сумеет играть аккуратно и внимательно, то следует оставить его на площадке.
Особенно если без этого игрока команде будет трудно налаживать взаимодействия в нападении или, например, подстраховку в защите. Такого баскетболиста мы оставляем на площадке до получения им пятого персонального замечания.
Если баскетболист по своему характеру горяч, нетерпелив, то мы быстро заменяем его, чтобы затем ввести в игру в конце матча, где он может во многом помочь команде.
Вообще в ходе игры может возникнуть много самых разнообразных причин, требующих замены баскетболиста. Когда, кого и кем заменять в баскетболе — эти вопросы всецело зависят от тренерского чутья, интуиции, предвидения и, конечно, от опыта. Заменять же игроков детских команд без нужды не следует.{banner_d-002}{banner_m-002}
При заменах тренеры учитывают индивидуальные особенности не только заменяемых, но и заменяющих баскетболистов: как они могут входить в игру, уверенно ли чувствуют себя в напряженной атмосфере матча, умеют ли поддержать высокий темп игры и т. д.
Мы много беседуем с ребятами о заменах, внушаем им, что это не наказание, не выражение недоверия к ним, а необходимая тактическая мера, проводимая в интересах всей баскетбольной команды.
Не все баскетболисты, вступающие в игру, могут быстро включиться в общекомандные действия, сразу же найти себя на площадке. Для выработки у ребят навыка хорошо включаться в игру, без разведки и раскачки, мы в учебно-тренировочных занятиях практикуем следующее упражнение.
Проводим двухстороннюю игру. Каждая команда имеет по два-три запасных, которые выходят на площадку после того, как в корзину их команды заброшен мяч с игры. Запасной начинает опекать того соперника, который только что добился результата.
Такая учебная баскетбольная игра прививает ученикам умение быстро включаться в игру и опекать соперника любой «профессии» — нападающего, защитника, центрового, высокорослого или невысокого, медлительного или быстрого.