В баскетболе важно наиболее полно обеспечить содержательное наполнение основной части игровых занятий. В неё включаются подготовительные комплексные игры по упрощенным правилам на совершенствование основ техники и тактики.
Следует направить внимание на то, что при проведении игровых занятий в урочной и внеурочной (школьной) формах роль приемов контактной игры (в частности контактной защиты) не должна быть значительной, то есть акцент делается на выполнении технических приемов, а не контрприемов и противодействий.
Это положение базируется на том, что активные контакты с соперником (присущи профессиональному баскетболу) приводят к частым нарушениям техники выполнения приемов игры и ошибкам.
Неудачные действия могут подорвать веру ребят в собственные силы, что недопустимо, учитывая главную цель оздоровительных занятий баскетболом — всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья школьников. В школьных условиях игра с минимальными контактами способствует правильному выбору позиций на площадке защитниками.
В заключительной части используются:
- имитационные упражнения;
- малоподвижные игры;
- упражнения на развитие внимания;
- упражнения на координацию движений;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на расслабление.
Во время обучения приемам игры в баскетбол, тренер физической культуры должен обращать внимание на:
- активность учащихся;
- организацию выполнения упражнений;
- распределение баскетболистов на команды.
{banner_d-001}{banner_m-001}Для обеспечения активности каждого баскетболиста во время игрового занятия предлагается различный порядок проведения замен:
- всеми составами команд: при наличии запасных игроков после деления группы (класса) на команды проводятся замены по ходу игры;
- циклические замены: через установленные промежутки времени одновременно меняются 1−3 игрока, при этом замены начинаются с сильнейших баскетболистов, которые начинают и заканчивают игру;
- условные замены: поочередно меняются баскетболисты, которые часто нарушают правила или допускают грубых тактических ошибок (преимущественно в защите и при организации атак); при этом не меняются игроки, которые допустили технических ошибок в нападении.
Важную роль в работе баскетбольного тренера (учителя) играет оценка технико-тактической деятельности игроков.
Критериями такой оценки могут выступать показатели отношения количества очков, набранных баскетболистом во время игрового занятия или соревнования, к общему числу очков, взятых командой. А также количество точных передач, попаданий и промахов со штрафных бросков и тому подобное.
В 5−11 классах баскетбол является элементом программы физической культуры, который используется в различных формах физиологического обучения во внеклассной работе в спортивных кружках, на уроках групп базовой подготовки системы ДЮСШ на основе школ.
В рамках школьной физической подготовки баскетбол способствует решению задач общего физического воспитания школьников, обучению основам навыков игры и приучению к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Содержательное наполнение тренировочных и игровых занятий по баскетболу в разные возрастные периоды школьного обучения отличается — это касается содержания физической, тактической и технической подготовки.
Методика обучения баскетболу в системе школьного физического воспитания должна включать цель занятий, критерии, по которым учитель (тренер) определяет подготовленность школьников к занятиям, ориентировочную периодичность и длительность занятий, методы тренировки, методические рекомендации по проведению структурных частей занятия — подготовительной, основной, заключительной, контроль за физическим и эмоциональным состоянием учеников.