sport-in » Статьи » Полезная информация » Влияние биологического возраста на динамику функционально-спортивных показателей юных лыжников

Влияние биологического возраста на динамику функционально-спортивных показателей юных лыжников

0 1 180 06-09-2020 06:34

Влияние биологического возраста на динамику функционально-спортивных показателей юных лыжниковВ соответствии с законами развития живой материи возраст молодежи, активно занимающейся лыжными гонками, совпада­ет с периодом высокоактивного биологического созревания орга­низма. В общей возрастной эволюции человека именно в этот период жизни в организме происходят самые интенсивные из­менения, ведущие к биологической зрелости.

Хотя индивидуаль­ные сроки начала и завершения процесса биологического созре­вания существенно варьируются, период в целом имеет общие признаки и закономерности. В нем довольно четко выделяются три фазы. Первая фаза характеризуется превращением ребенка в подростка и сопровождается возрастающим ускорением рос­та тела в длину, интенсивным усилением выраженности внешних (вторичных) признаков полового созревания.

Вторая фаза, реа­лизуя эти качественные изменения, превращает подростка в юно­шу/девушку. В третьей фазе биологического созревания доми­нируют процессы превращения конституции юноши в конститу­цию взрослого мужчины, девушки — в женщину со всеми прису­щими проявлениями усиленной выраженности так называемых третичных признаков полового созревания.

В зависимости от сроков начала и продолжительности каждой фазы биологического созревания выделяют ускоренный, сред­ний (нормальный) и замедленный типы биологического развития. При ускоренном развитии (акселерации) процесс полового со­зревания начинается рано, быстро протекает и завершается. При этом у девочек первые признаки полового созревания появля­ются в 8-9 лет, а у мальчиков в 10-11 лет, а завершаются эти про­цессы соответственно в 14-16 и в 16-18 лет.

Для среднего типа развития (нормотипы) характерно появление у девочек первых признаков полового созревания в 10-11 лет и окончательных (дефинитивных) в 18-19 лет. У юношей среднего, нормаль­ного по срокам и темпам, типа развития начальные признаки появ­ляются в 12-13 лет, а завершается развитие-в 20-21 год.

К позднему типу развития (ретардации) относят появление первых признаков полового созревания у девочек после 12-13 лет, а у мальчиков — позднее 14-15 лет.

Среди лыжников-гонщиков редки случаи крайних типов биоло­гического развития, т.е. ярко выраженной акселерации или ретар­дации. Преобладают средние, нормальные по срокам и темпам, типы. Нарядусэтим среди квалифицированных лыжников нередко встречаются сложные типы развития, которые отличаются сменой скорости прохождения отдельных биологических фаз.

Например, при раннем начале периода полового созревания затем в течение довольно длительного времени наблюдается неполная, неясно диф­ференцируемая форма протекания заключительной биологической фазы. Встречаются лыжники, которые в возрасте 20-21 года имеют биологическую зрелость, по всем признакам соответствующую лишь окончанию второй фазы биологического развития.

В целом в возрастной динамике биологического развития чет­ко выражены различия по полу: девочкам свойственно более ран­нее (на 1 -2 календарных года) начало и окончание биологическо­го созревания.

Индивидуальная вариативность сроков и темпов биологичес­кого созревания обусловливает и разную его продолжительность

—    от 5-6 лет у представителей акселерированного типа развития и до 12-14 лет и более у лиц, чаще мужского пола, со сложным, чрезмерно затянутым процессом биологического созревания.

Индивидуальные различия в темпах биологического созре­вания не являются препятствием для занятий лыжными гонка­ми. Ускоренный, нормальный, замедленный или сложный типы биологического развития не могут служить показанием или противопоказанием для зачисления в лыжные группы/секции. В этой связи в подготовке юного лыжника учет биологическо­го возраста имеет особо важное значение, т.к. возраст паспор­тный зачастую не совпадает с возрастом биологическим и дети одного паспортного возраста могут различаться по уровню биологической зрелости на 1 -4 года.

Эти различия имеют принципиальное значение, поскольку в соответствии с общими за­кономерностями развития организма биологический возраст значительно больше паспортного влияет на характер происхо­дящих в организме функционально-структурных изменений, их величину и направленность, на динамику показателей физичес­кого развития, на факторы, определяющие спортивный резуль­тат в лыжных гонках. В частности, основополагающий для лыж­ника функциональный показатель — МПК — достигает среди одногодок 25-процентной вариативности.

В группе 14-летних лыжников-подростков уровень биологической зрелости может быть оценен от 1 до 6-7 баллов, что существенно изменяет показатели максимальных аэробных энергетических возможностей — от 2,79 л/мин при минимальном уровне зре­лости до 3,54 л/мин с достижением 6-7 баллов. А среди 16-лет­них юношей биологическая зрелость может колебаться от 2-3 до 8-9 баллов и преимущество биологически более зрелых со­ставит по МПК в среднем 0,62 л/мин (от 3,55 л/мин при 2-3 бал­лах до4,17л/мин при 8-9 баллах).

Обеспечение организма кислородом начинает дыхательная система. Среди характеризующих ее показателей наибольшее информационно-практическое значение наряду с общедоступно­стью в регистрации имеет для лыжника-гонщика жизненная ем­кость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое может быть выдохнуто из легких после максимального вдоха.

Этот жизненно важный показатель, например у 13-летних девушек, биологичес­кая зрелость которых оценена в 1 балл, составляет в среднем 2,7 см3, а при показателе биологического развития в 6-7 баллов де­вушки этого же календарного возраста имеют ЖЕЛ в среднем 3,4 см3.

Еще более существенно динамика ЖЕЛ зависит от биологи­ческого статуса юношей. Так, у 14-летних подростков спиромет­рия варьируется в среднем от 3,4 до 4,5 см3. Более того, у юно­шей 14 лет с биологическим уровнем развития в 6-7 баллов ЖЕЛ выше, чем у 16-летних, имеющих 2-3 балла .

Аналогичный принцип зависимости функционального разви­тия от биологической зрелости характерен и для других органов и систем. При одинаковом календарном возрасте различия в ин­дивидуальных темпах биологического созревания проявляются в разновременности наступления активных периодов наибольше­го естественного прироста в развитии силы, скорости, выносли­вости. Поэтому лучших достижений в период полового созрева­ния добиваются, естественно, лыжники-гонщики, имеющие боль­ший биологический возраст.

На практике формирование групп и планирование тренировоч­ных нагрузок только с учетом календарного возраста занимаю­щихся чревато большими тренерскими просчетами.

Например, в группе лыжников-подростков 13 лет по уровню биологического развития (биологическому возрасту) могут оказаться и 10- и 16- летние. Предлагать таким подросткам одинаковые тренировоч­ные нагрузки и требовать их обязательного выполнения, конечно, нельзя. Хотя именно так, к сожалению, и поступают нередко на практике. Биологически более зрелые подростки провоциру­ют форсирование подготовки, в силу чего у них истощаются по­тенциальные возможности, а лыжники с нормальными и тем бо­лее замедленными типами биологического развития вынуждены бывают работать на пределе адаптационных возможностей.

Пре­имущество биологически более зрелых подростков является, как правило, временным. Выполняемые юными лыжниками физичес­кие нагрузки, динамику спортивных достижений необходимо ана­лизировать во взаимосвязи прежде всего с биологическим воз­растом.

У юных лыжников, достигших высокого спортивного резуль­тата лишь благодаря более раннему биологическому созреванию, в большинстве случаев через 2-4 года темпы роста спортивных результатов значительно замедляются по сравнению со сверст­никами, которые чаще всего с достижением соответствующего биологического уровня развития не только догоняют, но и опере­жают их.

Для объективной оценки истинных способностей юного лыжника важно установить, чем обусловлено его превосходство над сверстниками: природной, генетически унаследованной ода­ренностью к занятиям именно лыжными гонками или всего лишь более ранним биологическим созреванием.

Нередко лыжники-подростки с нормальными и замедленными типами биологичес­кого развития по мере достижения одинакового уровня биологи­ческого созревания оказываются потенциально более способны­ми и перспективными.

Определение биологического возраста юных лыжников явля­ется существенным резервом оптимизации многолетней подго­товки, т.к. позволяет более точно следовать законам возрастно­го развития и на этой основе объективно оценивать индивиду­альные особенности, возможности занимающегося, достаточно обоснованно прогнозировать тенденции роста и развития его спортивных способностей.

Для определения биологического возраста используют по­казатели, отражающие развитие определенных органов и систем: развитие зубов, окостенение скелета, содержание половых гор­монов, развитие признаков полового созревания и др.

При всей диагностической ценности указанных индикаторов биологичес­кого возраста предпочтительнее использовать не отдельные при­знаки, а комплекс морфофункциональных показателей.

Среди многочисленных методик определения биологическо­го статуса юных спортсменов применительно к занимающимся лыжными гонками наиболее проста и приемлема для практичес­кой реализации и вместе с тем достаточно информативна ме­тодика, основанная на контроле за последовательностью появ­ления и развития вторичных половых признаков. У мальчиков, в частности, оволосение происходит в следующем порядке: в под­мышечной впадине, затем на лице (над верхней губой, на щеках, на подбородке с потребностью в эпизодическом, периоди­ческом и постоянном сбривании бороды) и после этого — на гру­ди.

У девочек первыми из вторичных половых признаков развиваются молочные железы, затем появляется волосяной покров в подмышечных впадинах и после этого — первая менструация, которая является наиболее четкой вехой на пути полового со­гревания женского организма. Иная последовательность у здо­ровых, нормально развивающихся мальчиков и девочек практически невозможна. Для более дифференцированной оценки уровня биологической зрелости можно использовать 9-балль­ную шкалу.

Особого внимания заслуживают показате­ли, характеризующие биологический статус (от 4 до 9 баллов), который совпадает с наиболее ответственным этапом многолет­ней подготовки лыжников-гонщиков. Как видно из таблицы, био­логический возраст от 1 до 3 баллов соответствует превраще­нию ребенка в подростка.

Балл 4 характеризует начало, а балл 6-завершение формирования из подростков юноши/девушки. Биологический возраст в 7-8 баллов формирует мужчину/жен­щину 9-балльная оценка свидетельствует о вступлении в основ­ной период жизни — зрелость. Таким образом, градация биоло­гического возраста от 1 до 9 баллов охватывает период много­летней подготовки лыжника-гонщика от 9-10 лет до достиже­ния основной возрастной группы.

Определение биологического статуса по этой методике и сте­пени его совпадения с календарным возрастом могут успешно и достаточно корректно проводить не только врачи, но и тренеры. Причем нет необходимости организовывать какие-то специаль­ные осмотры на зрелость, лучше это делать во время и по ходу традиционного и привычного для занимающихся антропометри­ческого осмотра.

Когда при оценке осанки выявляют стадию ово­лосения в подмышечной впадине, при обмере грудной клетки — степень развития у девочек грудных желез, а внимательно глядя на лицо мальчика оценивают степень оволосения на различных его частях, интенсивность проявления щитовидного хряща (ка­дыка), не оставляют без внимания мутацию голоса.

Особенно внимательным, осторожным и деликатным надо быть при первичном осмотре прежде всего подростково-юношеского контингента лыжников, среди которых чаще встречаются крайние разновидности типов биологического развития.

Если обследования проводятся регулярно, да еще одним и тем же специалистом, то юные лыжники относятся к этому спокойно, а по море понимания истинного значения полученных результатов проявляют немалую заинтересованность. Ведь знание своего биологического статуса позволяет одним избежать чрезмерного  головокружения от успехов и превосходства над сверстниками, а другим — менее болезненно пережить неудачи и поражения на лыжне, понимая, что они, возможно, временны и могут быть свя­заны с задержкой естественного биологического созревания.

В процессе возрастного развития девушек наиболее ответ­ственным является период установления биологического (мен­струального) цикла. По продолжительности он имеет индивиду­альные различия и может быть укороченным — 21-23 дня, сред­ним — 24-26 дней, удлиненным — 27-30 дней и длительным — 31 — 36 дней. У лыжниц преобладает 27-30-дневный цикл. Спортив­ный стаж и квалификация не изменяют его продолжительности.

Весь цикл принято делить на 5 фаз. До сих пор сохраняются разногласия по вопросу о динамике работоспособности и изме­нению адаптационных возможностей организма в течение био­логического цикла. У многих женщин в менструальные (I фаза), овуляторные (III фаза), и предменструальные (V фаза) дни обна­ружено снижение физической работоспособности, повышение функциональной стоимости выполняемой работы. Иногда возни­кает состояние физиологического стресса.

А в четные фазы — постменструальную (II) и постовуляторную (IV) работоспособ­ность организма повышается. С учетом этой основной физиоло­гической особенности женского организма в работе со спорт­сменками биологический цикл предлагают рассматривать как мезоцикл, а отдельные его фазы как микроциклы. Теоретически такой подход к построению тренировки женщин вполне оправ­дан, внедрить же его во всеобщую практику подготовки спортс­менок вряд ли возможно.

В пользу такого предположения скло­няет сама цель занятий спортом — успешное выступление на со­ревнованиях постепенно повышающегося масштаба. А сроки проведения соревнований, в том числе и самых ответственных, определяются, как известно, единым для всех календарем сорев­нований. Следовательно, они могут совпадать с любой фазой биологического цикла участниц.

С учетом реалий спортивной практики характер изменений в адаптации организма к физичес­ким нагрузкам в течение биологического цикла разумнее всего учитывать при отборе спортсменок в более квалифицированные группы подготовки.

Среди исследователей спортсменок, вошедших в мировую элиту, значительно преобладают убежденные в повышении функ­ционального состояния и росте спортивных результатов во всех без исключения фазах биологического цикла, когда он физиоло­гичен, т.е. все происходит своевременно и безболезненно.

Таким спортсменкам не надо искусственно изменять тренировочную или соревновательную программы. Одинаково успешно, с полноцен­ной отдачей они тренируются и соревнуются в любой день. За­мечено, что спорстменки, способные тренироваться и участво­вать в соревнованиях в предменструальной и менструальной фазах, сохраняют обычную работоспособность и показывают ха­рактерные для их уровня подготовки результаты, а порой даже достигают своих максимальных показателей.

Истинность такого заключения подтверждает практика подготовки и выступления в соревнованиях сильнейших лыжниц мира, блестяще выполнив­ших и функцию деторождения. В их числе наши прославленные соотечественницы Любовь Баранова, Алевтина Колчина, Елена Вяльбе, Ольга Данилова, Лариса Лазутина, Юлия Чепалова, а фе­номенальная олимпийская чемпионка XX столетия в лыжных гон­ках и биатлоне Анфиса Резцова — многодетная мама.

Из всех фаз биологического цикла наиболее ответственной яв­ляется первая, при проведении тренировочных занятий в этой фазе необходимо соблюдать особую осторожность.

Если в собственно менструальную фазу отмечаются повы­шенная утомляемость, ухудшение самочувствия, отсутствие же­лания тренироваться, повышенная раздражительность и тем более обильное кровотечение, головокружение, боли внизу жи­вота и в области поясницы, другие негативные симптомы, то на­грузку безусловно надо дифференцировать.

В первую очередь сокращают или полностью исключают упражнения на силу, с силь­ным натуживанием и сотрясением тела, снижают общую интен­сивность физической нагрузки, затем уменьшают объем. При болезненных симптомах необходимо полностью прекратить тре­нировки и, естественно, освободить лыжницу от соревнований до окончания менструации.

Перегрузки и игнорирование отклонений в самочувствии здесь недопустимы. Тренировки должны строиться с таким расчетом, чтобы полностью исключить отрицательное воздействие занятий лыжными гонками на уникальную биологическую функцию женского организма — деторождение.

В связи с этим абсолютно недопустимо применение юными лыж­ницами гормональных средств и лекарственных препаратов, которые искусственно либо удлиняют, либо укорачивают биологи­ческий цикл, подгоняя его продолжительность под календарь соревнований. За такое грубейшее вмешательство в физиоло­гию женского организма, тем более растущего, спортсменки не­редко расплачиваются позже, по окончании спортивной карье­ры.

Убеждена: какими бы выдающимися ни были достижения в спорте, равно как и в других сферах жизнедеятельности, важней­шей для женщины остается функция материнства, имеющая фун­даментальное социальное значение. Ведь от женщины как от про­должательницы рода человеческого зависит будущее существо­вание любой нации.

Наряду с этим общеизвестно, что многие болезни взрослых закладываются с самого начала развития за­родыша еще в утробе матери. Поэтому женщины должны забо­титься об укреплении своего здоровья вдвойне: как для самих себя, так и для потомства. Состояние здоровья женщин, нынеш­них девочек и девушек, во многом определяет и будущее здоро­вье населения каждой страны.

Первичные сведения о характере течения биологического цикла у юных лыжниц можно получить с помощью анкетирова­ния, а затем из дневника тренировок. В разделе «Самоконтроль» или «Оценка самочувствия» спортсменки должны отмечать про­должительность всего биологического цикла и первой, менстру­альной, фазы, а также имеющиеся при этом отклонения и нега­тивные симптомы.

Что касается особенностей построения тренировочных заня­тий в связи с беременностью и последующими родами, то, по среднестатистическим данным, практика утверждает и специа­листы рекомендуют при отсутствии патологических симптомов в первые 3 месяца беременности продолжать тренировки без за­метных изменений, в последующие 3 месяца необходимо снизить и ограничить нагрузку, а в последние 3 месяца — спортивные тре­нировки надо прекратить и перейти на физкультурно-оздорови­тельную умеренную двигательную активность, отдавая предпоч­тение ходьбе, спокойному плаванию, прогулкам на велосипеде и на лыжах зимой (безопаснее и надежнее с сопровождающим или вблизи от дома). Такой дородовой двигательный режим позво­лит через 3-4 месяца после рождения ребенка приступить к тре­нировкам.

Что касается индивидуальной тактики, то среди женщин-спортсменок известны примеры достижения выдающихся резуль­татов как в начале беременности, так и вскоре после рождения ребенка. Например, семикратная чемпионка мира по спортивно­му ориентированию Л. Вейялайнен однажды стала чемпионкой мира, будучи на третьем месяце беременности. Ее муж и тренер считает беременность своеобразным дозволенным допингом, в результате которого увеличивается объем крови, укрепляется организм.

По мнению специалистов, если сопоставить отдельные пре­образования, происходящие в организме беременной женщины, с морфофункциональными изменениями, возникающими вслед­ствие тренировочных нагрузок, то можно весьма определенно говорить о существенном сходстве «эффекта беременности» с эффектом тренировки.

Самое быстрое послеродовое возвращение на пьедестал по­чета явила миру одна из лучших бегуний планеты на длинные дис­танции? Уже через три месяца после рождения ребен­ка, осенью 1999 г., она установила высшее мировое достижение в беге на 5 миль, а еще через неделю — личный рекорд в полумарафоне. Наконец, летом 2000 г. на Олимпиаде в Сиднее ей вручили серебряную медаль в беге на 5 км.

Преимущество циклических видов спорта на выносливость, включая, естественно, и лыжные гонки, в том, что при благопри­ятных медицинских, бытовых, социальных факторах спортсмен­ки могут практически на протяжении всей беременности и сразу после рождения ребенка применять специализированные нагруз­ки в аэробном биоэнергетическом режиме. Эти нагрузки воздей­ствуют как раз на те системы организма, которые значимы в уп­ражнениях на выносливость.

Следует выделить известную на практике категорию тренеров и спортсменок, которые преднамеренно используют паузу в тре­нировочном процессе, вызванную беременностью, как возмож­ность восстановления адаптационных резервов организма для последующих полноценных тренировок и еще более успешных выступлений на соревнованиях.

В работе с юными лыжниками повышенного внимания заслу­живает подростковая фаза биологического развития, в которой при усиленной выраженности признаков полового созревания происходит самая интенсивная по сравнению с другими перио­дами жизни перестройка психики. Подростковый возраст — вре­мя разочарований. Подросток расстается с иллюзиями, святой верой в справедливость, порядочность, человеческое достоин­ство, в чудеса. Начинается жизнь точь-в-точь по Давиду Самой­лову:

… Мы с тобой в чудеса не верим,

Оттого их у нас не бывает…

А ведь до недавнего времени именно эта вера позволяла ребен­ку преодолевать чуть ли не все страхи, защищала от великого мно­жества негативных реалий жизни. Подростку нужно научиться при­спосабливаться, не всегда замечать очевидное хамство, жестокость, насилие, ложь, не всегда доверять не только сверстникам, но и взрослым.

То есть надо обучиться как раз тем многим вещам, от которых совсем недавно и в семье, и в школе настойчиво отучали, запрещали, ругали, наказывали за их проявления. Именно в подро­стковом возрасте многие впервые сталкиваются с вопиющими про­тиворечиями, которыми насыщена повседневная жизнь, начинает­ся овладение великим жизненным искусством и высшим правилом — жить не по лжи. Детство закончилось, а взрослые зачастую по- прежнему не принимают за равного, отсюда возможная агрессия, глубокая обида, жестокость. К этому располагает и повышенная лабильность механизмов высшей нервной деятельности, когда про­цессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Отсюда у подростков нередко проявляется психическая неуравно­вешенность, повышенная эмоциональность. Они проявляют особый интерес к своей личности, стремление показать себя, самоутвер­диться . Некоторых интенсивно беспокоят мысли о сущности, истин­ных ценностях и цели жизни. Многие подростки стремятся быть максимально самостоятельными и независимыми. Обладая силь­но выраженным чувством справедливости, они уже не подражают взрослым безоглядно, не выполняют их требований безоговорочно и безропотно.

Если в более раннем возрасте многое принимается без всяких сомнений, то теперь поступки и действия окружающих сверстников и особенно взрослых критически оцениваются, пере­осмысливаются с повышенной требовательностью.

В этот период чрезвычайно высока психологическая ранимость, чем прежде всего и объясняются нередко возникающие грубость, невыдержанность. Повышенная возбудимость и быстрая утомля­емость центральной нервной системы зачастую приводят к рез­кой смене настроения. Некоторые лыжники-подростки имеют склонность к переоценке своих физических возможностей и спортивных достижений.

После неудачных выступлений на 1-2 со­ревнованиях они иногда боятся выходить на старт, начинают те­рять веру в свои силы, у них пропадает интерес к тренировкам. Следствием таких негативных проявлений может быть преждев­ременный уход из спорта, в том числе и одаренных лыжников.

Весь комплекс функционально-психологической перестройки в подростковом периоде биологического созревания требует пе­дагогического такта и большого запаса терпения от родителей, тренеров, всех тесно контактирующих с подростками взрослых.

Подросток — человек нежного возраста. Становлению личности каждого юного лыжника содействует тонкий, гибкий, добрый, бережный строго индивидуальный подход с разумной дозой пре­доставления прав-свобод и требований к обязанностям.

Для процесса развития физического потенциала лыжника-гон- щика в известной степени критическим является возраст 21-22 года. В этом возрасте часто наблюдаются неожиданные и на пер­вый взгляд необъяснимые срывы, когда лыжник вдруг начинает проигрывать тем, у кого всегда выигрывал, а лыжная дистанция кажется ему длиннее, чем обычно.

Это еще недостаточно изученное явление, по-видимому, свя­зано с перестройками, происходящими в двигательной сфере че­ловека на границе двух этапов возрастного развития. К этим сры­вам и спадам нужно относиться возможно спокойнее. Лучше всего просто переждать, перетерпеть их, несколько изменив характер физических нагрузок, тем более что этот неблагоприятный пе­риод длится всего несколько месяцев.

Основные выводы

- Занятия лыжными гонками в детско-юношеском возрасте совпадают по времени с периодом активного биологического со­зревания, когда в организме занимающихся происходят законо­мерные возрастные морфологические и функциональные изме­нения, формируется психика. Этапам жизни, связанным с пре­вращением ребенка в подростка, подростка в юношу/девушку и латем в мужчину/женщину, присущи свои особенности. Наибо­лее сложные и интенсивные изменения происходят в период по­лового созревания, сроки наступления и завершения которого имеют существенные индивидуальные различия. Занятия лыжны­ми гонками показаны любому типу биологического развития. Поэтому один и тот же паспортный возраст объединяет контин­гент юных лыжников, биологический возраст которых может не совпадать с календарным на 1 -4 года.

- С целью диагностики биологического возраста наиболее про­стой и доступной для практического применения и вместе с тем достаточно информативной является методика, основанная на ис­пользовании в качестве индикаторов возраста последовательнос­ти проявления и степени развития вторичных половых признаков с оценкой по 9-балльной шкале. Градация биологического возраста от 1 до 9 баллов охватывает период многолетней подготовки лыж- ников-гонщиков от новичков (9-10 лет) и до достижения основной возрастной группы. Наиболее ответственным этапам многолетней подготовки соответствует биологический статус от 4 до 9 баллов.

- У юных лыжников с одинаковыми хронологическими воз­растными данными биологический возраст, определяемый инди­видуальными темпами биологического созревания, в значитель­но большей степени и достовернее отражает истинное местона­хождение каждого занимающегося в его возрастной эволюции, четче характеризует происходящие в организме функционально­структурные изменения, их последующую направленность, тен­денции роста, перспективы совершенствования. Лыжник, рань­ше вступивший в период наиболее стремительного роста и раз­вития, т.е. биологически более зрелый, имеет закономерное и, как правило, временное преимущество перед сверстниками.

- Определение биологического возраста юных лыжников яв­ляется существенным резервом оптимизации многолетней под­готовки, т.к. позволяет более точно следовать законам возраст­ного развития, объективно оценивать индивидуальные особен­ности и возможности, достаточно обоснованно прогнозировать тенденции роста и развития спортивных способностей, а также степень природной генетической предрасположенности к буду­щим высоким спортивным достижениям в лыжных гонках.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: