Закрепив навыки баскетболистов в учебных занятиях, мы предлагаем им проводить разученные взаимодействия в учебных и товарищеских играх.
Проверяем, как юные баскетболисты действуют в игровой обстановке. Допущенные ими ошибки записываем, разбираем на беседе после игры, предлагаем пути устранения ошибок. Затем пробуем провести взаимодействие в соревновательном матче.
Когда создается благоприятная обстановка в ходе матча, мы берем минутный перерыв и даем баскетболистам задание — осуществить взаимодействие двух или трех игроков. Все ошибки и недостатки в выполнении приема в игре мы записываем в тренерский дневник.
На установке к следующему матчу или на разборе предыдущей игры объясняем баскетболистам, что и как им следует изменить в своих действиях, чтобы новый тактический прием удавался.
Показываем игрокам на очередной тренировке те моменты взаимодействия баскетболистов, которые они неудачно пытались применить в игре. Затем баскетболисты на занятии повторяют тот же тактический прием, но с учетом допущенных ошибок, то есть действуют по исправленному варианту. Несколько раз повторив исправленное взаимодействие, баскетболисты закрепляют верный навык.
Такой подробный анализ развивает тактическое мышление игроков, а практический показ помогает исправить недостатки в проведении того или иного взаимодействия баскетболистов.
В течение сезона или, вернее, учебного года мы проводим в соответствии с разделом учебного плана по тактике обучение трем-четырем баскетбольным взаимодействиям с участием в них двух-трех игроков.{banner_d-001}{banner_m-001}
Составляя учебный план, мы предусматриваем, какие следует изучить взаимодействия баскетболистов и в каких возрастных группах. В своей практической работе мы обучаем воспитанников следующим парным взаимодействиям:
- центрового баскетболиста с нападающим;
- центрового игрока с разыгрывающим;
- нападающего с разыгрывающим баскетболистом;
- нападающего с нападающим;
- двух баскетболистов задней линии атаки.
В этих взаимодействиях мы разучиваем с воспитанниками «двойку» с заслоном, когда нападающий или игрок задней линии проходит вдоль лицевой линии и отдает мяч центровому для броска по корзине.
Обучаем также броску через заслон, то есть такому взаимодействию, при котором нападающий, центровой, или баскетболист задней линии отдает мяч игроку задней линии, а сам ставит заслон перед защитником соперника, облегчая партнеру атаку корзины. Разучиваем и наведение опекуна на партнера с целью выйти на свободное место и т. д.
А вот наши взаимодействия баскетболистов в составе трех игроков:
- двух баскетболистов задней линии с центровым баскетболистом;
- двух игроков задней линии с нападающим;
- разыгрывающего, нападающего и центрового баскетболиста.
В этих взаимодействиях мы изучаем «тройку» с активным заслоном (или заслон с атакой), пересечения (скрестные выходы баскетболистов) и наведения.
Следующий этап — совершенствование любых взаимодействий игроков в нападении, которые проводятся в разных сочетаниях в зависимости от игровой ситуации. Для этой цели тренер подбирает упражнения с учетом качеств своих баскетболистов, проводит занятия в соревновательной форме сначала с пассивным, а затем активным сопротивлением защиты.