Индивидуальные качества баскетболиста — это умение игрока видеть площадку по-баскетбольному (месторасположение партнеров и соперников) и способность быстро ориентироваться в постоянно меняющейся игровой обстановке.
Приобрести это качество, так необходимое для правильных тактических действий баскетболиста, никогда не поздно.
Что значит для баскетболиста видеть площадку? Это понятие многообъемлющее. Игроку мало смотреть на что-то одно и только это одно замечать — будь то свободные партнеры или соперники, которые в данной обстановке противодействуют баскетболисту.
Мы учим своих воспитанников видеть на площадке одновременно и партнеров и соперников и еще следить за тем, чтобы, например, при ведении у них не отобрали мяч.
Или взять сложную ситуацию при борьбе за мяч, отскочивший от щита. Мы требуем от учеников оценивать обстановку на площадке в момент броска мяча соперником по нашей корзине.
Во время прыжка за мячом, отскочившим от щита или кольца, баскетбольному защитнику остается только проверить, не произошло ли на поле существенных изменений в расстановке баскетболистов обеих команд, — и он может, поймав мяч, сразу же начать контратаку своей команды.
Вот к такому большому кругозору должен стремиться баскетболист, к этому мы своих воспитанников приучаем на тренировках.
Умение на площадке видеть по-баскетбольному приходит к игрокам постепенно, по мере того, как они осваивают технику игры, свободно обращаются с мячом и много играют на тренировках и в соревнованиях.{banner_d-001}{banner_m-001}
Тренеры же должны помогать своим баскетболистам расширять игровой кругозор и предлагать им специальные упражнения.
Те упражнения, которыми мы в «Юном динамовце» развиваем умение воспитанников по-баскетбольному видеть площадку, состоят в основном из передач мяча, выполняемых игроками в группах.
Например, несколько баскетболистов становятся в круг, каждый имеет по мячу. Все одновременно начинают передавать соседу мяч сначала в одну сторону, потом, по сигналу, в другую. Или баскетболисты передают несколько мячей в ходьбе, в беге по кругу, во время произвольного бега — в любых направлениях и т. д.
Если у юных баскетболистов упражнение не получается, то мы уменьшаем количество одновременно передаваемых мячей. А когда ученики без труда выполняют задание, то мы увеличиваем количество игроков с мячами в каждой группе.