Самым принципиальным соперничеством 90-х на баскетбольной клубной евроарене по праву считается противостояние ЦСКА и греческого «Олимпиакоса». Шутка ли: их турнирные дороги в главном еврокубке пересекались пять сезонов подряд! Но во время самого первого противостояния произошла вещь абсолютно невозможная…
Тогда, в 1995 году, молодая команда армейцев под руководством бывшего капитана ЦСКА Станислава Еремина в борьбе за право участвовать в «Финале четырех» встречалась с греческим грандом — пирей- ским «Олимпиакосом». (Такова система проведения самого престижного баскетбольного еврокубка, когда четыре лучших клуба в одном городе проводят два полуфинала, финал и матч за 3-е место.)
В групповом турнире ЦСКА поверг «Реал», где тог да блистал Сабонис, и другой греческий суперклуб « Панатинаикос». В первой игре серии до двух побед в Москве солировали россияне, добившись невероятного преимущества для такой стадии турнира, — «+30». Первая ответная встреча в Греции завершилась минимальной победой греков. А вот перед решающим матчем на одной из предваряющих тренировок армейцев… отравили водой.
Почти все игроки вечером почувствовали приступы депрессии, а некоторые, наоборот, эйфорию. У всех наблюдались галлюцинации и тошнота. Греческие врачи не могли установить причину такого самочувствия. Экспертиза выявила присутствие в организмах игроков и в воде, которую они пили, галаперидода — психотропного вещества, поражающего центральную нервную систему. Однако при наличии «в строю» формально пяти человек Международная федерация баскетбола (ФИБА) предписывает играть. К тому же греческие врачи, не выявив причину отравления, не выдали заключения, которое могло бы отложить встречу.
Все упиралось в контракт на телетрансляцию. Сумма неустойки за срыв которой — 50-70 тыс. долларов. И хотя налицо был форс-мажор из-за самочувствия спортсменов, возможные неблагоприятные финансовые последствия перевесили.{banner_d-001}{banner_m-001}
В общем, решили играть. На паркет в решающей игре смогли выйти лишь пять игроков из 12: Вадеев, Кисурин, Спиридонов, Грезин и Курашов. За исключением Кисурина, они представляли вторую пятерку ЦСКА. Играть пришлось без замен. До перерыва эти пятеро уступали звездной команде лишь 5 очков. Затем за пятый фол площадку покинул Курашов, потом из-за травмы ноги сел на скамейку Спиридонов. Греки, лишь достигнув комфортного преимущества в 20 очков, уравняли составы. В этот момент матч вновь мог быть прерван — Вадеев тоже получил 5-й фол. Играть в баскетбол вдвоем официальные правила не запрещают. Но вряд ли это улучшило бы результат. И тогда Спиридонов, невзирая на травму, вернулся на паркет и продержался до конца встречи. Вот такая концовка!
Армейцы никогда не обвиняли руководство *Олимпиакоса». Тогда греки в клубном баскетболе были очень сильны. Середина 90-х — эпоха финансового расцвета греческого баскетбола.
Допускали, впрочем, что подсыпать психотропное вещество в воду мог кто-то из администрации клуба, его среднего звена. И даже не во исполнение высшей воли… Всем известна экспансивность греческих болельщиков во всем, что касается обожаемых клубов.
В результате время было упущено, необходимые юридические шаги не предприняты, матч сыгран… ФИБА утвердило результат матча. Фактически скандал был замят в течение недели…
Одно может успокаивать: в следующие годы армейцы встречались с «Олимпиакосом» много раз и имеют заметный перевес по результатам очных встреч.