Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы подготовки распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют содержание, средства, методы и организацию ее.
Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, понимать, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо учить.
Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки.
Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тренер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.
Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивидуальных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).
Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсмена. Для этого усложняются задания, увеличивается объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне (для волейболистов ДЮСШ).
Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствует росту мастерства спортсменов. Перерыв в занятиях может свести на нет усилия тренера и спортсменов.
Все принципы тренировки связаны между собой, связаны со всеми видами подготовки и в первую очередь с физической, технической и тактической.
Для этапа спортивного совершенствования (направленность на достижение высоких спортивных результатов) нужны еще и специфические закономерности.
Единство общей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба решения поставленной задачи — достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная; но спортивная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.
Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создается база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров.
Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавливаться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность, и наоборот: при повышении интенсивности уменьшается объем.
Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки (периодизация).
Направленность к высшим достижениям. Стремление к победам над сильным соперником предполагает использовать в тренировках современные технологии подготовки волейболистов.
Теперь вам известны основные принципы спортивной тренировки.