Упражнениями с предметами можно эффективно развивать все физические качества и дифференцированно влиять на укрепление определенных мышц и различных частей тела человека.
Правильная техника владения предметами не позволяет занимающимся длительное время оставаться в статическом положении, заставляет их непрерывно двигаться. Поэтому упражнения с предметами приобретают высокую насыщенность и эмоциональность; отвлекают внимание занимающихся от нагрузок и тем самым помогают им легко переносить большое количество повторений однообразных движений.
Каждый предмет, применяемый в гимнастических упражнениях, имеет свою специфику и поэтому воздействует преимущественно на развитие определенных физических качеств. Упражнения с гимнастическими предметами вместе с тем развивают общую ловкость, особенно ловкость рук и кистей, координацию движений, мышечную чувствительность, чувство ритма, зрение и внимание. Все это особенно важно для специалиста, которому необходимо быстро осваивать профессиональные трудовые навыки, правильно распределять внимание.
К разучиванию упражнений с предметами следует приступать на втором курсе после того, как студентками полностью усвоен предшествующий программный материал с упражнениями без предмета, и они приобрели определенную физическую и техническую подготовку.
Преподавателю для правильной организации занятий и умелого использования специальной литературы необходимо иметь в виду следующее.
Предмет находится в воздухе в различных положениях (вертикально, горизонтально, наклонно), его держат или захватывают определенным способом держания или хвата (сверху, снизу, сбоку, скрестно, обратно, узко и т. д.), и он находится или двигается по отношению к занимающемуся скрестно или продольно (по отношению к лицевой стороне занимающегося).
Предмет находится скрестно, если концы или края предмета располагаются на равном расстоянии от выполняющего упражнения. Это положение предмета в записи читается так: «обруч вперед», «палка за телом», «шарф вправо».
Предмет находится продольно по отношению к гимнастке, в таком положении, когда надо различать его ближний или дальний конец или край. Например, «обруч вперед продольно», «палка за спиной продольно», «шарф вправо продольно».
При описании упражнений принято указывать горизонтальное положение предмета (обруч вперед гoризонтально) ; вертикальное положение предмета не указывается, оно подразумевается («обруч вперед»). Исключением является палка — ее горизонтальное положение считается основным и не описывается.
Если предмет можно держать как двумя руками, так и одной, то вариант держания двумя руками не указывается, так же как и хват сверху. Исключением является мяч — описывается хват сверху, а хват снизу (на ладони, ладонях) считается закономерным.
- мяч вперед — руки вперед, мяч на ладонях перед телом
- обруч вперед — обруч вертикально впереди хватом обеими руками за боковые края сверху
- скакалка вперед — руки вперед, держать скакалку за концы
- шарф вперед — шарф вертикально впереди, держать двумя руками за широкий край
- палка вперед — палка горизонтально впереди хватом обеими руками сверху за концы
- лента в правой — правая рука в сторону, лента в руке вправо