Спортивные тренеры часто обсуждают проблему удовлетворенности от работы и профессионального «выгорания». Однако лишь немногие могут оценить свое состояние и знают, что при этом делать. Этому вопросу посвящено несколько статей данного номера журнала.
Они отражают три разных точки зрения: профессора, занимающегося исследованиями в области отдыха и восстановления сил, сотрудника колледжа с тридцатилетним стажем и руководителя программы, работающего в большом научно-исследовательском университете. Каждый из авторов делится своим опытом.
Автор первой статьи — директор программы обучения спортсменов небольшого колледжа, находящегося на юге США. Элис МакЛейн (Alice McLaine) обсуждает проблему профессионального «выгорания» и стресса на работе, разъясняет признаки этого состояния и предлагает профилактические мероприятия.
Вторая статья «Мертвый сезон отменяется», представляет собой метаанализ, обзор литературы по проблеме профессионального «выгорания». Джон МакЧесни (Jon McChesney), доцент в области управления парками и рекреации, рассказывает о необходимых условиях формирования профессиональной удовлетворенности и предлагает небольшой тест, позволяющий читателям определить степень самореализации. В заключение он советует, как снова получить удовольствие от работы и добиться одобрения.
Статья Кент Скрайбер (Kent Scriber) и Марка Олдермэн (Mark Alderman) «Проблема достижения компромисса между профессиональной деятельностью и личной жизнью» — об использовании теоретических исследований в реальной жизни. Они рассказывают, как распознавали потенциальную проблему в своем колледже и какие стратегии, позволяющие достичь компромисса, были при этом приняты.
Основная идея этого номера — напомнить, что следует фиксировать малейшие детали и принимать во внимание работу со здоровыми людьми. В Университете Восточной Каролины существует тридцатилетняя традиция: каждый год в апреле проводится турнир по софтболу между Северной и Южной командами с участием всех желающих — студентов, спортивных тренеров и медицинских работников.
Это мероприятие занимает целый день и сопровождается пикником. (На фотографии изображены члены Южной команды 2005 г.) Результаты игры обсуждаются, оспариваются и даже вышучиваются в течение многих лет. Это событие позволяет нам посмеяться, хорошо провести время с друзьями и коллегами и вспомнить, что для большинства знакомых мы не являемся спортсменами.
Я надеюсь, что главная тема этого номера важна для вас и вы сможете использовать некоторые предлагаемые принципы в профессиональной деятельности и личной жизни.
Профессиональное выгорание у спортивных тренеров
Представьте, что три дипломированных спортивных тренера встретились на соревнованиях по баскетболу. Они обмениваются мнениями о травмах, обучении, студентах и… степени профессионального «выгорания». Эта ситуация ежегодно повторяется сотни раз по всей стране. Похоже, что данная проблема всплывает при любом разговоре спортивных тренеров.
Каждый из них либо сам переживал это состояние, либо знает коллегу, с которым это случилось. Некоторые в результате были вынуждены оставить работу. Когда поднимается эта тема, у большинства спортивных тренеров есть собственное мнение или личный опыт, однако далеко не все могут дать точное определение данного состояния.
Впервые профессиональное «выгорание» было описано в середине 1970-х гг., и с тех пор это состояние активно изучается. Первые исследования проводились на психиатрах и людях, занимающихся оказанием помощи другим (преподаватели и социальные работники).
В настоящее время эта проблема изучается для разных специальностей — от медицины до сферы обучения и бизнеса. Согласно научным данным, профессиональное «выгорание» — это синдром, характеризующийся чувством эмоционального истощения, деперсонализацией и снижением удовлетворенности личными достижениями. Обычно оно начинается постепенно и связано со стрессом на работе.
«Выгоревшие» жалуются на утрату мотивации и чувство эмоционального истощения. В профессиональном «выгорании» различают три стадии: оно начинается с сильного длительного стресса на работе; затем развивается эмоциональное истощение, раздражительность и защитная реакция в виде отчужденности, цинизма и апатии; и, наконец, снижение чувства удовлетворенности личными достижениями.
Источники стресса на работе
У спортивных тренеров стрессовые нагрузки на работе обычно цикличны. Как правило, очень насыщенными являются несколько недель, когда конец предыдущего сезона совпадает с началом следующего. К другим источникам стресса относятся: большой объем работы с высокими требованиями (медицинская, преподавательская и административная деятельность), длинный рабочий день, ограниченные кадровые и финансовые ресурсы для поддержания соответствующего качества обслуживания потребность студентов и других заинтересованных сторон (инструкторов, членов семьи) в эмоциональной отдаче, а также конфликты с коллегами и начальством.
Наконец, стресс на работе и профессиональное «выгорание» могут усиливаться в случае, если тренер чувствует, что его работа не ценится и не вознаграждается должным образом. Большинство спортивных тренеров выбирают свою специальность, так как ощущают стремление работать на спортивной площадке, полагая, что их профессия является полезной и важной, и много внимания уделяют своим клиентам.
Ирония заключается в том, что именно это стремление и необходимый для эффективной работы высокий уровень межличностного взаимодействия повышают восприимчивость тренеров к профессиональному «выгоранию». По мере увеличения стресса важная, многообещающая и значительная работа становится тяжелой рутиной.
Ощущение стресса на работе строго индивидуально. Он происходит, когда человек не в состоянии преодолеть сложившиеся обстоятельства или приспособиться к ним. У опытных спортивных тренеров уровень стресса ниже, так как им уже приходилось сталкиваться с аналогичными ситуациями.
Эмоциональные люди в большей степени подвержены стрессу и профессиональному «выгоранию». Кроме того, большое значение имеет поддержка в рабочем коллективе. Уровень стресса выше при низкой сплоченности коллектива или изолированности спортивных тренеров от работников других специальностей.
Также стресс усугубляется, если тренеры ощущают свою неравноценность по сравнению с другими членами группы, например, если они считают необходимым ограничить физическую активность данного пациента, а инструктор побуждает его вернуться к соревнованиям. И наоборот, рабочий стресс и профессиональное «выгорание» уменьшаются при позитивных отношениях с коллегами и начальством, контроле продолжительности рабочего дня и правильном распределении сил.
Признаки профессионального выгорания
При чрезмерном повышении уровня рабочего стресса развивается следующая стадия профессионального «выгорания», включающая эмоциональное истощение и деперсонализацию. Эмоциональное истощение представляет собой ощущение перенапряжения и резкого снижения эмоций. При этом спортивные тренеры жалуются на усталость и раздражительность.
В качестве защитной реакции обычно возникают отчужденность и цинизм, способствующие деперсонализации или даже дегуманизации пациентов, с которыми работают тренеры. На этой стадии спортивные тренеры предпочитают вести пациентов строго «по книгам», вместо того чтобы использовать индивидуальные протоколы лечения. Такой подход не является оптимальным.
По мере прогрессирования профессионального «выгорания» снижается чувство удовлетворенности личными достижениями. Тренеры могут думать, что они не соответствуют требованиям, некомпетентны, чрезмерно беспокоиться по этому поводу и, в конце концов, уйти с работы. Уменьшается продуктивность, тренер перестает гордиться своей работой. Если процесс «выгорания» не остановить и не смягчить уровень стресса, последствия могут быть крайне неблагоприятными.
Признаки профессионального «выгорания»
- Хроническая усталость и бессонница.
- Уменьшение интереса к общественной жизни.
- Костно-мышечные боли.
- Мигрень.
- Нарушения пищеварения.
- Частые простуды.
- Утрата сострадания и сочувствия пациентам, членам семьи, коллегам и друзьям.
- Частые эпизоды скуки.
Исследование показало, что понятия профессионального «выгорания» и удовлетворенности работой взаимосвязаны, но не тождественны.
Несмотря на то, что профессиональное «выгорание» связано со стрессом на работе, необходимо уметь выявлять физические и поведенческие особенности, которые могут беспокоить спортивного тренера. Во врезке приведены признаки, часто наблюдающиеся при профессиональном «выгорании». Также «выгорающие» могут негативно или враждебно относиться к окружающим. Некоторые ученые предполагают, что профессиональное «выгорание» повышает риск сердечного приступа.
Когда спортивные тренеры обсуждают свой цинизм и чувство эмоционального истощения с друзьями и родными, последние обычно предполагают, что они страдают от синдрома хронической усталости или посттравматического стресса. Однако чаще всего причиной подобных симптомов является депрессия. Было показано, что профессиональное «выгорание» и депрессия взаимосвязаны, но не идентичны.
В отличие от депрессии для профессионального «выгорания» характерны причины и симптомы, связанные с работой. Не будучи специалистом, трудно понять сложность этой проблемы в здравоохранении. Кроме того, при «выгорании» спортивные тренеры могут решить, что они не удовлетворены своим трудом или специальностью. При уменьшении стресса ощущение радости от работы обычно возвращается.
«Сгоревшие» спортивные тренеры — это, как правило, профессионалы, длительное время работающие с огромными нагрузками, ощущающие недостаточную кадровую и финансовую поддержку для обеспечения соответствующего качества обслуживания. У них могут быть конфликты с коллегами, приводящие к противостоянию с начальством. Они также чувствуют, что не в состоянии контролировать свой график работы и распределение ресурсов, а их усилия не вознаграждаются должным образом. Такие тренеры невнимательны к пациентам.
Они выполняют необходимые задачи, но не ищут дополнительных средств лечения и реабилитации, проводят с клиентами как можно меньше времени и видят не человека, а, например, «травму голеностопного сустава». Они часто допускают незначительные ошибки или забывают назначения, с трудом успокаиваются к концу дня и могут начать употреблять алкоголь или психотропные препараты для защиты от стресса. В разговоре «сгоревшие» тренеры часто циничны и саркастичны, избегают собраний (например, коллективных обедов на работе). Они также ощущают, что их работа не заслуживает одобрения коллег.
Стратегии предотвращения профессионального выгорания
Описание профессионального «выгорания» у тренеров весьма печально. Однако существуют стратегии, позволяющие предотвратить его развитие. Важно отметить, что «выгорание» не является следствием нарушений характера, поведения или потребностей, а развивается в условиях стресса и ухудшения рабочей обстановки.
Для уменьшения его степени необходимо, прежде всего, оценить обстановку на работе. Спортивные тренеры должны иметь возможность обсуждать профессиональное «выгорание» со своими наставниками и предлагать способы улучшения ситуации. В первую очередь, им необходимо заботиться о собственном здоровье: правильно питаться, достаточно спать и участвовать в ежедневных тренировках.
Во-вторых, тренеры должны уделять больше времени пациентам и меньше — бумажной работе. Документацию следует поручить канцелярскому отделу, так как при взаимодействии с пациентами к тренеру возвращается чувство удовлетворенности личными достижениями. Необходимо каждый день выделять время для развлечений и отдыха. Наконец, надо научиться говорить «нет». Не следует добавлять к существующей нагрузке участие в различных комиссиях и проектах.
Заключение
Профессиональное «выгорание» представляет собой серьезную проблему на современном рынке труда. Растущие требования работодателей к спортивным тренерам и особое внимание к соответствию высоким профессиональным стандартам повышает уровень стресса на работе. Умение распознавать причины профессионального «выгорания» и устранять их помогает спортивным тренерам сохранять положительный настрой и любовь к выполняемой работе.
Элис МакЛейн (Alice McLaine) — директор программы обучения спортсменов в Университете Уинтропа. Она имеет разнообразный опыт работы спортивным тренером, включая 10 лет деятельности в Государственном Университете Айовы.