sport-in » Статьи » Полезная информация » Спортивные тренеры

Спортивные тренеры

0 427 10-09-2020 10:14

Спортивные тренерыСпортивные тренеры часто обсуждают пробле­му удовлетворенности от работы и профессионального «выгорания». Однако лишь немногие могут оценить свое состояние и знают, что при этом делать. Этому вопросу посвящено несколь­ко статей данного номера журнала.

Они отража­ют три разных точки зрения: профессора, зани­мающегося исследованиями в области отдыха и восстановления сил, сотрудника колледжа с трид­цатилетним стажем и руководителя программы, работающего в большом научно-исследователь­ском университете. Каждый из авторов делится своим опытом.

Автор первой статьи — директор программы обучения спортсменов небольшого колледжа, на­ходящегося на юге США. Элис МакЛейн (Alice McLaine) обсуждает проблему профессионально­го «выгорания» и стресса на работе, разъясняет признаки этого состояния и предлагает профи­лактические мероприятия.

Вторая статья «Мертвый сезон отменяется», представляет собой метаанализ, обзор литерату­ры по проблеме профессионального «выгора­ния». Джон МакЧесни (Jon McChesney), доцент в области управления парками и рекреации, рас­сказывает о необходимых условиях формирова­ния профессиональной удовлетворенности и предлагает небольшой тест, позволяющий чита­телям определить степень самореализации. В зак­лючение он советует, как снова получить удоволь­ствие от работы и добиться одобрения.

Статья Кент Скрайбер (Kent Scriber) и Марка Олдермэн (Mark Alderman) «Проблема достиже­ния компромисса между профессиональной дея­тельностью и личной жизнью» — об использо­вании теоретических исследований в реальной жизни. Они рассказывают, как распознавали по­тенциальную проблему в своем колледже и ка­кие стратегии, позволяющие достичь компромис­са, были при этом приняты.

Основная идея этого номера — напомнить, что следует фиксировать малейшие детали и при­нимать во внимание работу со здоровыми людь­ми. В Университете Восточной Каролины суще­ствует тридцатилетняя традиция: каждый год в апреле проводится турнир по софтболу между Северной и Южной командами с участием всех желающих — студентов, спортивных тренеров и медицинских работников.

Это мероприятие за­нимает целый день и сопровождается пикником. (На фотографии изображены члены Южной ко­манды 2005 г.) Результаты игры обсуждаются, оспариваются и даже вышучиваются в течение многих лет. Это событие позволяет нам посме­яться, хорошо провести время с друзьями и кол­легами и вспомнить, что для большинства зна­комых мы не являемся спортсменами.

Я надеюсь, что главная тема этого номера важна для вас и вы сможете использовать некоторые предлагае­мые принципы в профессиональной деятельно­сти и личной жизни.

Профессиональное выгорание у спортивных тренеров

Представьте, что три дипломированных спортив­ных тренера встретились на соревнованиях по баскетболу. Они обмениваются мнениями о трав­мах, обучении, студентах и… степени професси­онального «выгорания». Эта ситуация ежегодно повторяется сотни раз по всей стране. Похоже, что данная проблема всплывает при любом раз­говоре спортивных тренеров.

Каждый из них либо сам переживал это состояние, либо знает коллегу, с которым это случилось. Некоторые в результате были вынуждены оставить работу. Когда поднимается эта тема, у большинства спор­тивных тренеров есть собственное мнение или личный опыт, однако далеко не все могут дать точное определение данного состояния.

Впервые профессиональное «выгорание» бы­ло описано в середине 1970-х гг., и с тех пор это состояние активно изучается. Первые иссле­дования проводились на психиатрах и людях, занимающихся оказанием помощи другим (пре­подаватели и социальные работники).

В на­стоящее время эта проблема изучается для раз­ных специальностей — от медицины до сферы обучения и бизнеса. Согласно научным дан­ным, профессиональное «выгорание» — это син­дром, характеризующийся чувством эмоцио­нального истощения, деперсонализацией и сни­жением удовлетворенности личными достижени­ями. Обычно оно начинается постепенно и связано со стрессом на работе.

«Выгоревшие» жалуются на утрату мотивации и чувство эмоционального истощения. В профессиональ­ном «выгорании» различают три стадии: оно на­чинается с сильного длительного стресса на ра­боте; затем развивается эмоциональное истоще­ние, раздражительность и защитная реакция в виде отчужденности, цинизма и апатии; и, нако­нец, снижение чувства удовлетворенности лич­ными достижениями.

Источники стресса на работе

У спортивных тренеров стрессовые нагрузки на работе обычно цикличны. Как правило, очень на­сыщенными являются несколько недель, когда конец предыдущего сезона совпадает с началом следующего. К другим источникам стресса отно­сятся: большой объем работы с высокими требо­ваниями (медицинская, преподавательская и ад­министративная деятельность), длинный рабочий день, ограниченные кадровые и финансовые ре­сурсы для поддержания соответствующего каче­ства обслуживания потребность студентов и дру­гих заинтересованных сторон (инструкторов, членов семьи) в эмоциональной отдаче, а также конфликты с коллегами и начальством.

Нако­нец, стресс на работе и профессиональное «выго­рание» могут усиливаться в случае, если тренер чувствует, что его работа не ценится и не возна­граждается должным образом. Большинство спортивных тренеров выбирают свою специаль­ность, так как ощущают стремление работать на спортивной площадке, полагая, что их профессия является полезной и важной, и много внимания уделяют своим клиентам.

Ирония заключается в том, что именно это стремление и необходимый для эффективной работы высокий уровень меж­личностного взаимодействия повышают воспри­имчивость тренеров к профессиональному «выго­ранию». По мере увеличения стресса важ­ная, многообещающая и значительная работа ста­новится тяжелой рутиной.

Ощущение стресса на работе строго индиви­дуально. Он происходит, когда человек не в со­стоянии преодолеть сложившиеся обстоятель­ства или приспособиться к ним. У опытных спортивных тренеров уровень стресса ниже, так как им уже приходилось сталкиваться с аналогич­ными ситуациями.

Эмоциональные люди в боль­шей степени подвержены стрессу и профессио­нальному «выгоранию». Кроме того, большое значение имеет поддержка в рабочем коллективе. Уровень стресса выше при низкой сплочен­ности коллектива или изолированности спортив­ных тренеров от работников других специально­стей.

Также стресс усугубляется, если тренеры ощущают свою неравноценность по сравнению с другими членами группы, например, если они считают необходимым ограничить физическую активность данного пациента, а инструктор по­буждает его вернуться к соревнованиям. И наоборот, рабочий стресс и профессиональное «выгорание» уменьшаются при позитивных от­ношениях с коллегами и начальством, контроле продолжительности рабочего дня и правильном распределении сил.

Признаки профессионального выгорания

При чрезмерном повышении уровня рабочего стресса развивается следующая стадия профессио­нального «выгорания», включающая эмоциональ­ное истощение и деперсонализацию. Эмоциональ­ное истощение представляет собой ощущение перенапряжения и резкого снижения эмоций. При этом спортивные тренеры жалуются на уста­лость и раздражительность.

В качестве защитной реакции обычно возникают отчужденность и ци­низм, способствующие деперсонализации или даже дегуманизации пациентов, с которыми рабо­тают тренеры. На этой стадии спортивные тренеры предпочитают вести пациентов строго «по книгам», вместо того чтобы использовать индиви­дуальные протоколы лечения. Такой подход не является оптимальным.

По мере прогрессирования профессионально­го «выгорания» снижается чувство удовлетворен­ности личными достижениями. Тренеры могут думать, что они не соответствуют требованиям, некомпетентны, чрезмерно беспокоиться по это­му поводу и, в конце концов, уйти с работы. Уменьшается продуктивность, тренер пере­стает гордиться своей работой. Если процесс «вы­горания» не остановить и не смягчить уровень стресса, последствия могут быть крайне неблаго­приятными.

Признаки профессионального «выгорания»

  • Хроническая усталость и бессонница.
  • Уменьшение интереса к общественной жизни.
  • Костно-мышечные боли.
  • Мигрень.
  • Нарушения пищеварения.
  • Частые простуды.
  • Утрата сострадания и сочувствия пациентам, членам семьи, коллегам и друзьям.
  • Частые эпизоды скуки.

Исследование показало, что понятия профессионального «выгорания» и удовлетворенности работой взаимосвязаны, но не тождественны.

Несмотря на то, что профессиональное «вы­горание» связано со стрессом на работе, необхо­димо уметь выявлять физические и поведенчес­кие особенности, которые могут беспокоить спортивного тренера. Во врезке приведены при­знаки, часто наблюдающиеся при профессио­нальном «выгорании». Также «выгорающие» мо­гут негативно или враждебно относиться к окру­жающим. Некоторые ученые предполага­ют, что профессиональное «выгорание» повыша­ет риск сердечного приступа.

Когда спортивные тренеры обсуждают свой цинизм и чувство эмоционального истощения с друзьями и родными, последние обычно предпо­лагают, что они страдают от синдрома хроничес­кой усталости или посттравматического стресса. Однако чаще всего причиной подобных сим­птомов является депрессия. Было показано, что профессиональное «выгорание» и депрессия вза­имосвязаны, но не идентичны.

В отличие от депрессии для профессионального «выгора­ния» характерны причины и симптомы, связан­ные с работой. Не будучи специалистом, труд­но понять сложность этой проблемы в здраво­охранении. Кроме того, при «выгорании» спор­тивные тренеры могут решить, что они не удов­летворены своим трудом или специальностью. При уменьшении стресса ощущение радости от работы обычно возвращается.

«Сгоревшие» спортивные тренеры — это, как правило, профессионалы, длительное время работающие с огромными нагрузками, ощуща­ющие недостаточную кадровую и финансовую поддержку для обеспечения соответствующего качества обслуживания. У них могут быть конф­ликты с коллегами, приводящие к противостоя­нию с начальством. Они также чувствуют, что не в состоянии контролировать свой график рабо­ты и распределение ресурсов, а их усилия не воз­награждаются должным образом. Такие тренеры невнимательны к пациентам.

Они выполняют необходимые задачи, но не ищут дополнитель­ных средств лечения и реабилитации, проводят с клиентами как можно меньше времени и видят не человека, а, например, «травму голеностопно­го сустава». Они часто допускают незначитель­ные ошибки или забывают назначения, с трудом успокаиваются к концу дня и могут начать упот­реблять алкоголь или психотропные препараты для защиты от стресса. В разговоре «сгоревшие» тренеры часто циничны и саркастичны, избега­ют собраний (например, коллективных обедов на работе). Они также ощущают, что их работа не заслуживает одобрения коллег.

Стратегии предотвращения профессионального выгорания

Описание профессионального «выгорания» у тре­неров весьма печально. Однако существуют стра­тегии, позволяющие предотвратить его развитие. Важно отметить, что «выгорание» не является следствием нарушений характера, поведения или потребностей, а развивается в условиях стрес­са и ухудшения рабочей обстановки.

Для умень­шения его степени необходимо, прежде всего, оце­нить обстановку на работе. Спортивные тренеры должны иметь возможность обсуждать професси­ональное «выгорание» со своими наставниками и предлагать способы улучшения ситуации. В пер­вую очередь, им необходимо заботиться о соб­ственном здоровье: правильно питаться, достаточ­но спать и участвовать в ежедневных тренировках.

Во-вторых, тренеры должны уделять больше вре­мени пациентам и меньше — бумажной работе. Документацию следует поручить канцелярскому отделу, так как при взаимодействии с пациентами к тренеру возвращается чувство удовлетворенно­сти личными достижениями. Необходимо каждый день выделять время для развлечений и отдыха. Наконец, надо научиться говорить «нет». Не сле­дует добавлять к существующей нагрузке участие в различных комиссиях и проектах.

Заключение

Профессиональное «выгорание» представляет собой серьезную проблему на современном рын­ке труда. Растущие требования работодателей к спортивным тренерам и особое внимание к со­ответствию высоким профессиональным стан­дартам повышает уровень стресса на работе. Уме­ние распознавать причины профессионального «выгорания» и устранять их помогает спортив­ным тренерам сохранять положительный на­строй и любовь к выполняемой работе.

Элис МакЛейн (Alice McLaine) — директор программы обучения спортсменов в Университете Уинтропа. Она имеет разнообразный опыт работы спортивным трене­ром, включая 10 лет деятельности в Государственном Университете Айовы.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: