Передние баскетболисты среднего и небольшого роста после броска соперника по кольцу поворачиваются лицом к щиту несколько позже своих партнеров, делая поворот в зависимости от действий нападающих.
Нападающие баскетболисты команды противника, находясь лицом к корзине, видят направление отскока мяча и устремляются в эту сторону, чтобы подобрать его. Если, например, мяч отскочил вправо, то и нападающий перемещается вправо.
В этот момент наш баскетбольный защитник поворачивается налево на левой ноге (обратным поворотом, на 180 градусов) и оказывается на пути атакующего баскетболиста.
Подставив сопернику спину, наш защитник старается затем овладеть мячом, если этого еще не сделали партнеры. Баскетбольная борьба за мяч очень важна в команде, на нее мы нацеливаем всех баскетболистов, и каждый из них должен уметь это делать.
На овладение и совершенствование этих приемов направлены все упражнения, которые мы даем своим баскетболистам, обучая их борьбе за отскочивший от своего кольца мяч.
Сначала в упражнениях принимают участие по два баскетболиста: один — нападающий, другой — защитник. Нападающий с мячом, выполнив бросок, бежит к щиту, чтобы подобрать отскочивший мяч.
Задача баскетбольного защитника — сделать обратный поворот на той ноге, которая ближе к сопернику, стремящемуся обежать защитника. После отскока мяча вправо (от защитника) защитник делает поворот на 180° на правой ноге, а при отскоке мяча влево защитник поворачивается налево на левой ноге, и на его спину наталкивается атакующий баскетболист.{banner_d-001}{banner_m-001}
Затем в упражнении принимают участие двое-трое нападающих и двое-трое защитников. Один из нападающих выполняет бросок и начинается баскетбольная борьба за мяч, отскочивший от кольца. Задачи защитников остаются прежними.
Сначала баскетболисты выполняют упражнение, находясь в статическом положении, а потом совершенствуют навыки борьбы за отскок мяча от щита в игровых упражнениях 3×3.
Чтобы стимулировать стремление нападающих баскетболистов лишний раз овладеть мячом, а защитников — не дать этого сделать соперникам, мы, тренеры, вслух считаем, сколько раз подобрали мяч атакующие и защищающиеся.
Если в данном занятии мы решили делать акцент на защите, то защитникам за каждый подбор мяча даем больше очков, чем нападающим. А если акцент на нападении, то, наоборот, подбор мяча нападающим расценивается выше, чем подбор мяча обороняющимся.
Победители в упражнении чем-нибудь отмечаются. Такое стимулирование увеличивает работоспособность баскетболистов, и они скорее закрепляют навыки правильной борьбы за отскок. Акцент на борьбе за отскок мы делаем и в некоторых учебных играх — это тоже помогает быстро закрепить важные навыки ребят.