Высокая плотность и интенсивность тренировки в баскетболе позволяют многим баскетболистам значительно совершенствовать функциональные возможности организма.
Групповая форма организации учебно-тренировочного занятия применяется обычно в основной части занятия. Она требует строгой организации работы, четкого контроля, правильной продолжительности выполнения упражнения и пауз отдыха между ними.
Командная форма организации занятий в баскетболе типична для характерных учебно-тренировочных занятий по спортивным играм. Здесь применяется фронтальный метод организации занятий, при котором занимающиеся баскетболисты обычно одновременно выполняют заданные упражнения. Чаще всего его используют в основной подготовительной и заключительной части учебно-тренировочного занятия.
Командная форма организации занятий предусматривает овладение технико-тактическими действиями, сплочение команды и подготовку к соревнованиям.
Кроме тренера-преподавателя, для проведения учебно-тренировочной работы привлекаются инструкторы, тренеры на общественных началах, которыми, как правило, становятся спортсмены, физкультурники, любители спорта. Для них проводятся семинары, методические конференции, консультации и инструктажи.
Общественные инструкторы и тренеры проходят теоретическую и строгую практическую подготовку на соответствующих семинарах по установленным учебным планам.
К проведению семинаров по баскетболу привлекаются высококвалифицированные специалисты из числа преподавателей институтов и техникумов физической культуры, факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов, школ тренеров, мастера спорта и др.
После проведенного семинара комиссия в составе 3−5 человек принимает у слушателей зачет.
Организация занятий в баскетболе позволяет лучше спланировать рабочий день баскетболистов, правильно распределить физические нагрузки, умело рассчитать период отдыха и восстановления сил после баскетбольных тренировок.