Тренировочный процесс строится на основе общих принципов физического воспитания и специфических принципов. Реализация общих принципов осуществляется с учетом особенностей вида спорта. В группу специфических принципов входят следующие:
Направленность к высшим достижениям.Самой сущностью спорта является стремление человека к наивысшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную специализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т.д.
Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подготовка (физическая, техническая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних занятий, создавая предпосылки для специализации.
Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предполагает многолетнюю и круглогодичную тренировку при регулярности занятий на протяжении всего периода активных занятий спортом. Количество тренировочных занятий и содержание, характер нагрузки должны обеспечивать рост спортивного мастерства спортсменов.
Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. Этот принцип обусловлен необходимостью готовить спортсменов к предельной мобилизации сил во время соревнований. В процессе тренировочных занятий постепенно усложняют задания на протяжении года и ряда лет, систематически используя предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет различных ее параметров.
Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер нагрузок основан на закономерностях утомления и восстановления, требующих чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки.
Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий, малых, средних и больших циклов.
Каждый цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно отличается усложнением содержания, средств и методов, увеличением объема и т.д. Реализация данного принципа предполагает:
- Систематическое повторение основных элементов содержания и, вместе с тем, изменение и чередование тренировочных заданий в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса.
- Целесообразное использование средств и методов тренировки.
- Нормирование и регулирование тренировочных нагрузок применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки.
- Построение различных циклов тренировки с учетом естественных биологических ритмов организма, природных явлений и т.п.
Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена. Данный принцип опирается на закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена. Рациональное построение процесса тренировки предполагает строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы. Этот принцип предусматривает создание системы поэтапного управления, разработки перспективной программы на относительно длительный период спортивной подготовки.
Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. Реализация этого принципа в процессе многолетней тренировки предусматривает учет возрастных особенностей, набор соответствующих средств, позволяющих эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, ведущих к спортивному совершенствованию и росту спортивных результатов. В детско-юношеском возрасте необходимо учитывать благоприятные (сенситивные) периоды, которые характеризуются более высокими, чем в иные периоды, темпами развития способностей .