Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией, объясняющей ведущий путь достижения заданной цели. Например, в 20-30-е годы ведущей была концепция Н.К. Крупской. Концепция определяла основные направления достижения цели воспитания дошкольников того периода времени: воспитание в детях идейной направленности и коллективизма.
В концепции признавался учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка. Позже в этой концепции происходят изменения, поскольку несколько корректируется цель воспитания дошкольников. В ней остаются «три кита», на которых предлагается построить процесс воспитания: идейность, коллективизм и трудолюбие.
Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. В 40-е годы в концепцию добавляются требования патриотического и интернационального воспитания. 50-70-е годы характеризовались повышенным вниманием государства к умственному развитию подрастающего поколения.
И в концепцию обязательным было введено обучение детей. Общественно-политические события 80-х годов потребовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. В результате появляется Концепция личностно-ориентированной модели воспитания (1989), ведущей идеей которой становится развитие индивидуальности и самобытности личности.
Вместо идеологизированных требований на первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта и индивидуальной неповторимости ребенка, ориентация на развитие личности и уважение к ней. Кроме того, эта Концепция содержит новые подходы к системе дошкольного образования, что позволило за последние годы, наряду с сохранением в инвариантной части программ дошкольного образования требований Госстандарта, разработать современные вариативные программы, предлагающие свое решение личностно-ориентированной модели воспитания детей. К ним относятся программа «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и др.
Цель и концепция дают возможность сформулировать задачи воспитания, которые являются способом достижения поставленной цели,а не наоборот.