Важным в баскетболе есть распределение игроков команды по игровым амплуа, к которым существуют определенные требования.
Центровой предпочтительно чтобы был высокого роста, крепкого телосложения, имел бы отличную прыгучесть и выносливость.
Крайний атакующий характеризуется высоким ростом, скоростью и прыгучестью, хорошо развитым ощущением пространства и времени, снайперскими способностями, умением чувствовать игровую обстановку, смело и решительно атаковать.
Игрок защиты должен быть предельно быстрым, маневренным и выносливым, внимательным и рассудительным.
Но баскетболист каждого амплуа должен уметь выполнять и другие функции, своевременно и адекватно реагировать на все действия партнеров и игроков команды-соперника, постоянно контролировать их местонахождение и местонахождение мяча.
В общеобразовательных учебных заведениях баскетбол является составной частью программы физической культуры в 5−11 классах, хотя занятия с отдельными элементами баскетбола могут быть полезными уже в физическом воспитании ребят дошкольного и младшего школьного возраста.
Баскетбол используется в урочной и внеурочной формах физического воспитания, а также во внеклассной работе в спортивных секциях, на занятиях групп начальной подготовки системы ДЮСШ на базе общеобразовательных учебных заведений.
Общей целью проведения занятий по баскетболу в общеобразовательных учебных заведениях является всестороннее физическое развитие юношей и девушек, укрепления их здоровья, приобретения определенного уровня технико-тактического мастерства в баскетболе, подготовка к общественно полезной деятельности в дальнейшей жизни.
Подготовленность школьников к занятиям баскетболом определяется по параметрам наличия определенных двигательных навыков, теоретических знаний по основам баскетбола, личные мотивации к занятиям, отдельных психологических качеств.
Основными методами организации занятий и тренировок выступают текущий и групповой методы, а также метод круговой тренировки.
Урочные формы занятий при организации обучения основам баскетбола стоит дополнять внеурочными (занятия в баскетбольных школьных секциях, тренировки и выступления за баскетбольную команду класса или школы, участие в массовых физкультурных мероприятиях, физкультурных праздниках, разного рода соревнованиях, спортивных развлечениях и конкурсах) и внешкольными (занятия в физкультурно-спортивных клубах, детско-юношеских спортивных школах, внешкольных секциях физкультурно-спортивной направленности, участие в деятельности летних или зимних оздоровительных лагерей отдыха, дворцов школьников) формами.
Важной составляющей обучения являются игровые упражнения и подвижные игры, которые помогают отрабатывать двигательные навыки, закреплять материал в игровой форме.