Активность проявляется и в познании ребенком окружающего мира. Познавательная активность способствует ориентации его в новом пространстве. Одно из мудрых изречений гласит: «Человека нельзя ничему научить до тех пор, пока он сам не станет учиться».
К важной грани активности личности следует отнести и эмоциональную активность. Очень многое в дошкольном возрасте ребенок постигает на уровне эмоций, а не сознательно. Он чаще всего откликается на воздействия эмоциональной активностью, дает знать окружающим о своем состоянии.
Таким образом, именно активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимою условия и предпосылки развития, позволяя малышу овладевать способами действия с предметами.
Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Воспитание же предполагает лишь организацию жизни и деятельности ребенка. В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической, технической и других видов деятельности, по мере их постоянного обогащения и преобразования, на основе общения с людьми дети совершают переход от подражания как самого простого проявления активности к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности и самовоспитанию.
Воспитание определяет развитие человека, но и в то же время зависит от развития, исходит из него. Ребенок развивается, воспитываясь, и наоборот.
На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет определенные функции и обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.
Во взаимоотношении ребенка со все более усложняющимися условиями его существования внешние требования постепенно становятся внутренними детерминантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью.
Осознавая внешние требования общества, коллектива, принимая их, он делает их внутренними требованиями к самому себе, к своему поведению. Другими словами, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как саморегуляция, самосознание и самовоспитание.
Весь дошкольный период жизни ребенка состоит из нескольких смысловых отрезков, внутри которых осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап развития.
Среди множества подходов к возрастной периодизации наиболее обоснованным, а потому и правомерным можно считать подход, предложенный Л.C. Выготским, в основе которого теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Возрастная периодизация, по Л.C. Выготскому, содержит следующие этапы развития: новорожденность, младенчество, ранний возраст и дошкольный возраст.