Первые годы жизни ребенка до его поступления в школу имеют важное значение для развития физических, умственных и духовных потребностей, поэтому воспитывать нравственные качества необходимо уже с первых лет жизни ребенка, а воспитывать физические еще раньше — с первых месяцев жизни.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста, особенно на начальном этапе роста организма, развивает двигательные способности, так как «недостаток в движениях есть причина медленного роста младенческого тела», то есть недостаточная физическая нагрузка отрицательно влияет на развитие организма ребенка.
Изучение роли физической культуры в жизни детей дошкольного возраста имеет свою историю, начало которой было положено в двадцатых годах нашего столетия. Этой проблемой занимались ученые, врачи, педагоги. Известный ученый-гигиенист Л.И. Чулиц- кая писала: «Правильно поставленная физическая культура должна основываться на тонком знании человеческого организма и являться результатом длительного и разумно проводимого опыта…
Чем моложе возрастная группа, тем в больших сумерках мы бродим в вопросе физической культуры, особенно, если ограничить понимание дела двигательной сферой ребенка: у нас нет своих уточненных данных и наблюдений над гимнастикой грудных детей, мы сомневаемся в наилучших приемах развития моторного аппарата в детских коллективах младенческого возраста».
В тридцатых годах физическое воспитание получило в нашей стране научную основу. Исследованы особенности развития детей дошкольного возраста поэтапно с точки зрения различных наук: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, педагогики, социологии и др. Заметное оживление научных исследований наблюдается в последние годы: публикуются научные труды, проводятся научно-практические конференции, обобщается передовой опыт по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В работах, которым присущ медицинский характер, рассматриваются вопросы положительного влияния физических упражнений, закаливания организма, привития детям гигиенических навыков с целью снижения заболеваемости.
Многочисленные эксперименты отечественных и зарубежных ученых подтверждают тезис о том, что ребенок, занимающийся гимнастикой, средствами закаливания, уже в течение одного года обгоняет своих сверстников по уровню физического развития (рост — на 4 см, вес — на 1,5 кг, по данным английских ученых).
Анализ медицинской литературы подтверждает, что ребенок развивается по своим законам и зависит на начальном пути от физических упражнений и мышечных сокращений, лежащих в основе развития детского организма. Мышцы составляют одну треть веса ребенка, поэтому процессы, проходящие в них, вызывают положительные изменения во всем организме ребенка.
Во время мышечных сокращений наблюдается повышенный приток крови к работающей мышце: значительно расширяется ее просвет и увеличивается количество кровеносных сосудов-капилляров. Под влиянием физических упражнений улучшается обмен веществ, стимулируется развитие организма, совершенствуется деятельность кардиореспираторной системы.
Все это обеспечивает условия для хорошего физического развития ребенка. Под воздействием физических упражнений происходит экономизация дыхания: оно становится реже и глубже. Дыхание должно осуществляться через нос, так как при этом воздух на 25% больше увлажняется, очищается и согревается, что в конечном итоге предохраняет от простуды и инфекции. Хорошее дыхание во время занятий физическими упражнениями способствует улучшению кровообращения. Грудная клетка действует как насос, нагнетая кровь к сердцу.
В процессе физических упражнений совершенствуется деятельность вегетативной нервной системы, регулирующей кровообращение и дыхание. Физические упражнения воздействуют и на центральную нервную систему. Данные литературы показывают, что при возникновении и закреплении двигательных навыков у ребенка формируется очень сложная и подвижная система прямой и обратной связи управления движениями, которая контролируется центральной нервной системой.
В этой связи существует взаимосвязь моторики и психического развития ребенка. Под воздействием физических упражнений укрепляется опорно-двигательный аппарат ребенка, формируется правильная осанка, вырабатывается более совершенная походка и т.д.
Таким образом, под воздействием физических упражнений на организм ребенка происходит развитие высшей нервной деятельности, формируются и развиваются умственные возможности ребенка, что способствует его гармоничному развитию.
В ряде работ отмечается, что под влиянием физических упражнений, их правильной дозировки, регулярных занятий организм ребенка способен быстро реагировать на те или иные раздражители: физическую нагрузку, охлаждение, перегревание, болезненные факторы; это способствует укреплению иммунной системы и более успешной адаптации ребенка к условиям внешней среды.
Следовательно, физические упражнения служат средством развития адаптации организма ребенка и поддержанием связи с окружающим миром. Физические упражнения, средства закаливания вырабатывают резистентность организма ребенка к неблагоприятным условиям. По данным литературы, дети, занимающиеся физическими упражнениями, закаливанием, болеют значительно реже, а болезнь протекает гораздо легче.
Под влиянием физических упражнений и средств закаливания происходят позитивные изменения в деятельности желез внутренней секреции, которые обеспечивают как более быстрое приспособление организма ребенка к изменяющимся условиям (к таким факторам воздействия, как холод или повышенная температура, пониженное содержание кислорода и т.д.), так и его защиту [52; 55; 57].
Физическое воспитание способствует развитию и совершенствованию двигательных навыков ребенка, создает школу движения, помогает быстрее приспосабливаться к повседневной практической жизни: правильно ходить, бегать, прыгать, лазать, метать и т.д., а в раннем возрасте — сидеть, ползать, вставать.
У детей, занимающихся физическими упражнениями, увеличиваются их физиологические показатели (жизненная емкость легких, сила мышц рук и ног, становая сила и пр.), а в педагогическом плане — улучшается степень физической подготовленности (скорость бега на Юме хода, на 30 м со старта, длина прыжка и т.д.).
Обзор медицинской литературы позволяет сделать вывод о том, что здоровье ребенка зависит как от наличия сети детских лечебно-профилактических учреждений, так и от качества физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях.
В ряде работ дается общая характеристика воспитания, описывается структура деятельности ребенка, анализируются этапы и средства воспитания. Двигательной активности и физическому воспитанию в этих работах уделяется недостаточное внимание, поэтому они имеют лишь вспомогательный, сопутствующий характер
Вопросы физического воспитания дошкольников, оздоровительной работы с ними затрагиваются в исследованиях, посвященных различным конкретным формам воспитания в дошкольных учреждениях. Выявлена взаимосвязь физического воспитания и трудового, нравственного, умственного, эстетического воспитания; доказано влияние средств физической культуры на состояние общей культуры, степень разносторонности ребенка, его психики. Указывается, что чем обширнее информация, которую получает ребенок в процессе физического воспитания, тем быстрее он приспосабливается к условиям внешней среды .
Весьма обширная литература посвящена педагогической работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию в 10 детских дошкольных учреждениях. По тематической направленности она носит разнообразный характер: теоретические разработки о влиянии физической культуры на организм ребенка, его здоровье на подготовку к школе, формирование положительных черт личности.
В ряде изданий даются рекомендации и конкретные методические указания по работе с детьми, по совершенствованию физкультурно-оздоровительных мероприятий, использованию нетрадиционных форм физического воспитания и уроков со спортивной направленностью в детском саду.
Часть исследований направлена на обобщение опыта практической работы по физическому воспитанию в детских садах. Приводятся методические средства закаливания и новые физические упражнения по аэробике, системе хатха-йога и другие нетрадиционные средства физического воспитания. Наряду с ними рассматриваются и методы по выработке осанки, использованию подвижных игр в занятиях с различными возрастными группами.
В литературе последних лет освещается опыт работы детских садов по укреплению здоровья детей средствами фитотерапии, кислородными коктейлями, соляными дорожками, использованием природных условий в сочетании с физическими упражнениями при лечении больных детей и др.
Большое количество работ посвящено решению задач, поставленных в «Программе воспитания в детском саду». Авторы рассматривают действие программы в двух аспектах. С одной стороны, уточняют разделы программы, дают теоретическое обоснование ее положений, обобщают практический опыт, а с другой — на конкретных результатах научных исследований доказывают ее неэффективность, предлагают пути ее усовершенствования.
В этом контексте автором данной работы были проведены комплексные исследования по изучению формирования интересов, потребностей, ценностных ориентаций не только у детей дошкольного возраста, но и у школьников младшего, среднего и старшего возраста, студентов и других возрастных групп населения в городской и сельской местности, отличающейся специфическими условиями и укладом жизни. Исследования проведены в два этапа, и информация проанализирована в динамике. Это представило возможность проследить за изменениями в сфере физической культуры, в том числе и в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Ряд книг посвящен повышению квалификации педагогических кадров, работающих с детьми, созданию необходимой материальной базы, описанию инвентаря, простейшего оборудования, комплексов упражнений и размеров спортивных площадок для занятий с дошкольниками в различных возрастных группах. В последние годы появились пособия, в которых предлагаются авторские методики и программы занятий по физическому воспитанию детей, а также подробно рассматриваются вопросы питания детей в зависимости от возраста, показано влияние полноценного питания на физическое развитие детей.
В приоритетности развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости) среди авторов нет единого мнения. Одни предлагают развивать у ребенка силу, другие — скоростные качества, третьи — выносливость, но с обязательным учетом гетерохронности развития функций организма и сенситивных периодов, чтобы это оказывало благоприятное влияние на здоровье ребенка и способствовало расширению его двигательного диапазона, который в будущем поможет в овладении трудовыми действиями и навыками. Вместе с тем при выполнении физических упражнений ребенок познает мир движений, развиваются психические процессы, вырабатываются навыки воли, самостоятельности, дисциплинированности, формируются индивидуальные черты характера, внимание детей друг к другу.
Таким образом, рациональное физическое воспитание оказывает существенное положительное влияние на развитие организма и рост ребенка, привитие гигиенических навыков и укрепление иммунной системы, здоровья, психики, адаптацию организма к условиям окружающей среды, формирование черт личности.