Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, — это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой, оборонной практикой, оздоровительной и адаптивной направленности.
Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают, главным образом, методические закономерности педагогического процесса и, в силу этого, являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований.
Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности.
Принцип научности. Принцип предполагает:
- знание теорий, концепций, основных законов, стратегических идей, методологии, проблем оздоровительной и адаптивной физической культуры;
- знание биологических и психологических закономерностей функционирования организма с различными отклонениями и патологическими нарушениями, а также практики и опыта педагогов- новаторов, работающих с данной категорией людей;
- умение применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор содержания, форм и методов, опираясь на законы и принципы обучения, воспитания и развития, добиваясь гармоничного педагогического процесса.