sport-in » Статьи » Полезная информация » Личностно-характериологические и психофизиологические критерии отбора

Личностно-характериологические и психофизиологические критерии отбора

0 228 22-08-2020 08:50

Личностно-характериологические и психофизиологические критерии отбораЛичностные особенности, индивидуальные различия свойств нервной системы, включая ее корковые образования, имеют исключительно важное значение для адекватной адап­тации к специфическим условиям спортивной деятельности, для выбора спортивной специализации и в целом для успеш­ной реализации своих потенциальных возможностей в спорте.

Изучение психической деятельности в формировании индиви­дуальных различий спортивной пригодности и в целом дее­способности не подкреплено развитием данного аспекта в практике отбора: доля психологических исследований инди­видуальных особенностей в решении задач отбора и спортив­ной ориентации неоправданно мала.

Последнее, однако, обу­словлено объективными причинами:

  • пониманием психоло­гами сложности выбора психодиагностических критериев от­бора в силу многообразия самих параметров;
  • незавершен­ностью метрологического решения валидности и прогности­ческой ценности отдельных параметров (свойств) в формиро­вании спортивных способностей;
  • существованием возраст­ной изменчивости не только свойств личности, но самих про­цессов протекания нервной деятельности;
  • сложностью и разнообразием индивидуальных форм интеграции и взаимо­компенсации отдельных психических параметров в формиро­вании специальных способностей.

Неадекватность значимости использования психодиа­гностических методов в оценке индивидуальности спортсме­нов во многом обусловлена отсутствием стандартных методик серийного производства. Как правило, для решения произ­водственных задач профессионального отбора создаются стенды, которые нередко ненадежны с точки зрения метроло­гии отбора, а получаемые данные не абсолютны сопоставимы.

Говоря о спортивном отборе, можно весь диапазон свойств и качеств выразить в:

  • особенности сенсорной сфе­ры, обусловливающей качество получаемой информации, формирующей перцептивные действия, связанные с восприя­тиями физических свойств образов или целых ситуаций;
  • особенности реактивных свойств нервной системы, влияю­щих на исполнительские функции систем организма. В психо­моторике они обусловливают быстроту, подвижность нервных процессов, переключаемость, баланс;
  • темпераменте, его интегральных характеристиках в виде активности, эмоцио­нальности в широком спектре их проявлений;
  • интеллекту­альных проявлениях высшей нервной деятельности, связан ных со свойствами памяти, темпа мышления, особенностями когнитивной (познавательной) сферы.

В процессе становления личности и ее социальной плантации происходит формирование личностно-характериологических особенностей. При всей пластичности психики ее возможности, включая работоспособность человека, интен­сивность процессов, их амплитуда определяется, прежде всего, психогенетическими факторами.

Способности как индивидуально-психологические особенности личности, лежащие в основе стиля деятельности, ос продуктивности базируются, прежде всего, на психофизио- логической основе. Их различия определяются индивидуаль­ном шкалой силы-чувствительности, силы-выносливости, по­движности, инертности, динамичности нервных процессов, баланса по возбуждению и торможению.

Следует отметить, что анализ исследований по изуче­нию прогностической информативности психодиагностиче­ских показателей свидетельствует о наличии определенного ряда признаков, которые влияют на способность индивида к обучению спортивным навыкам и их совершенствованию, о критериях оптимального психического состояния, обеспечи­вающего эффективность деятельности и рациональность по­веденческих реакций.

При этом выделяемый ряд признаков имеет общность для эффективной спортивной деятельности независимо от ее специфики, от вида спорта. К числу таких признаков относится показатель внимания, способность к произвольному управлению вниманием, свойства памяти, сила-чувствительность по возбуждению. Однако в зависимо­сти от особенностей деятельности имеются различия по коли­чественным критериям оценки свойств нервной системы и высшей нервной деятельности.

Уникальный эксперимент в начале 70-х годов в период расцвета исследований психофизиологии индивидуальных различий был осуществлен в Казанском государственном уни­верситете по изучению типологических свойств квалифициро­ванных спортсменов. Используя подходы к исследованию свойств нервной системы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, разработав аппаратурный комплекс методик, Н. М. Пейсахов и сотрудники обследовали свыше 1000 человек.

Ими было уста­новлено, что по большинству параметров, отражающих про­цессы нервной деятельности, выявлены выраженные различия между спортсменами и не занимающимися спортом. Исследо­вания, проведенные в видах спорта, выявили также наличие определенных количественных различий между лидерами и спортсменами более низкой квалификации, между представи­телями разных видов спорта.

Изучение индивидуальных различий у не занимавших­ся ранее спортом детей показали, что способность к овладе­нию двигательными навыками во многом определяют общие способности — адекватность восприятия и представления, точность и объем памяти, психическая выносливость. Была выявлена связь разнообразных параметров координационных способностей с указанными свойствами психической деятель­ности.

Способность к управлению параметрами движения, к формированию рациональных темпо-ритмовых структур обу­словлены интеграцией как раз таких показателей, как возраст, биологическая зрелость, стаж, спортивная квалификация, дли­на основной соревновательной дистанции, успешность выступлений в сезоне, позволило выделить классы спортсме­нов с разным типом состояний личностно-психологических характеристик (Т.С. Тимакова, 1994).

Был выделен класс молодых спортсменок, класс силь­нейших (элиты) лыжников-мужчин, класс лыжников-мужчин, специализирующихся в беге на длинные (50 км) дистанции, а также спортсменов обоего пола с низким показателем спортив­ных выступлений. Следовательно, при оценке личностно-психологических особенностей речь может идти об определенном пси­хическом состоянии, которое характеризуется как качественными особенностями профиля (структурой связей), так и количествен­ными значениями.

Поэтому личностно-психологические особен­ности спортсменов наряду с показателями физического развития, физиологических и биохимических критериев работоспособно­сти, должны изучаться как для оценки степени соответствия классу спортсменов, так и для коррекции психического состоя­ния. В указанном выше исследовании установлена связь между типами состояний личностно-психологического статуса и состояния спортсменов по данным энергометрического тестирования максимальных функциональных возможностей.

Говоря об осторожности оценок относительно спор­тивной пригодности и перспективности по данным психодиа­гностического тестирования, необходимо учитывать разный тип адаптации к специфическим требованиям спортивной деятельности. Последнее наиболее наглядно при оценке пси­хофизиологических критериев индивидуальных различий. Так, одним из важнейших критериев разделения индивидов по типу адаптации является шкала «сила-чувствительность».

Трудно отдать предпочтение среди элитных спортсменов представителям, которым присуще более акцептированное проявление одного из полюсов этой шкалы. Спортсмены с сильной нервной системой с самого раннего детства отличаются высокими мобилизационными способностями, концентрацией, устойчивостью нервных процессов, стабильностью и надежностью навыков.

Среди победителей детско-юношеского возраста заметен приоритет спортсменов с таким типом нервной системы. Особенно важным является такой тип нервной системы для видов спорта взрывного характера (метание), в видах спорта со сложной координацией движений и элементами риска, а также в единоборствах.

Спортсмены с преобладанием типологических особенностей по полюсу «чувствительность» относятся к так на­зываемым сенситивным (сенсорным) вариантам. Их отличает в первую очередь высокий уровень проявлений специфических способностей, связанных с восприятием образов («чувство воды», «чувство лыжни», «мяча» и т. п.). В силу реципрокности отдельных свойств нервной системы их отличает высокая пла­стичность в формировании двигательных образов и их реализа­ции.

В практике обычно тренеры более всего интересуются мето­дами отбора именно детей с задатками, позволяющими формиро­вать высокий уровень таких специализированных способностей. 11о наши исследования показывают, что именно дети и подростки с такими индивидуальными предпосылками позже закрепляются и спортивной школе и отсеиваются первыми в раннем возрасте. Причем указанная тенденция характерна для всех видов спорта.

Причина заключается в том, что в генезисе «сенсорных» способ­ностей обычно лежит биологически менее зрелая и в какой-то степени менее совершенная нервная система. Именно высокая чувствительность нервной системы на фоне относительной ее слабости делают ее менее адаптивной к сложившейся системе подготовки. Длительная многолетняя подготовка спортсменов (а их пик многолетней спортивной формы приходит, как правило, позже) требует терпения и определенной мудрости со стороны тренера и, в целом, коллектива.

Аналогичным образом можно рассмотреть и другие типологии нервной системы, основанные на полюсах шкал со свойствами противоположного знака. В конечном итоге, каждый спортсмен с определенной психофизиологической конституцией «найдет» себя в определенной специализации, командной роли и т. п.

Как известно, обычно формирование сборных (моло­дежных) команд, являющихся главным резервом для олим­пийских и национальных команд происходит по результатам соревнований, подобных рассматриваемому выше. И отбор уже происходит среди указанного контингента.

В таком виде спорта как яхтинг особую актуальность имеет техническая оснащенность спортсмена и ориентация на формальный кри­терий — спортивный результат ставит в заведомо неравные условия специфически одаренных молодых яхтсменов, но, например, позднее развившихся, и имеющих меньший стаж занятий, физически менее подготовленных и менее оснащен­ных технически.

В процессе многолетней подготовки при опти­мальном психологическом климате и понимании природы ин­дивидуальных различий спортсмена формируется собствен­ный стиль деятельности как интегральный адаптационный механизм и форма поведенческих реакций на специфические условия и требования спортивной деятельности. Следовательно, именно формирование такого адекватного индивидуальным особенностям стиля и индиви­дуальной нормы поведенческих реакций служит залогом дальнейшей перспективности спортсменов с ярко акцентиро­ванными проявлениями свойств нервной системы, темпера­мента и личности в целом.

Следует также отметить, что для 11 юр I смена типа «стайера» больше присущ профиль свойств и качеств со средним уровнем их проявлений, обеспечиваю­щим более экономный стиль деятельности, устойчивость и надсжность поведенческих реакций. Причем такой тип спорт­смена может добиться высоких результатов независимо от вида спорта.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: