Зима, длящаяся в наших широтах достаточно долго, может нести не только холод, слякоть и простуду. При правильном подходе, зимние месяцы способны дарить радость, здоровье и, в перспективе, долголетие. Нужно лишь забыть на минуту о градуснике за окном, теплых вещах и таблетках, и подумать о свежем хрустящем снеге, ёлках в белых нарядах и о том, как можно приятно и с пользой провести зимний сезон. Подскажу. Существует давно известный и доступный большинству способ провести зимний сезон с пользой - встать на лыжи. Именно о лыжах мы и поговорим в этой статье.
Многие из нас знакомы с лыжами с детства, некоторым они запомнились как тяжеленные деревяшки на резинках, кошмарное детище отечественной спортивной индустрии и любимый инструмент физрука-инквизитора. Некоторым посчастливилось обладать и пользоваться собственными лыжами, изящными, ухоженными и, как следствие, легкими и быстрыми. И тем и другим, как нам кажется, не вредно будет, как минимум, освежить знания, или, как максимум, получить четкое представление, что такое лыжи, как они работают, какие и с какими характеристиками бывают.
Итак, лыжи. При всей простоте конструкции, лыжи не так просты. Их изобрели очень давно, однако и по сей день идет интенсивная работа над тем, как сделать их еще легче, быстрее и надежнее. Началось все со снегоступов, с помощью нехитрых конструкций из ивовой лозы либо другого подходящего материала можно было передвигаться по глубокому снегу, не проваливаясь в него.
Это - первая задача лыжи как таковой. Вторая - быстрое передвижение по этому самому снегу - скорее всего, была решена с помощью геометрии лыжи, перекочевавшей от санных полозьев. Впрочем, все могло быть и наоборот - дело не в истории, а в конструкции. А конструкция лыжи сочетает в себе три основных задачи - увеличение площади опоры стопы, чтобы в снег не проваливаться, скольжение по снегу одной лыжей и одновременное отталкивание от того же снега другой лыжей.
Хитрость состоит в том, чтобы придать поверхности лыжи одновременно фрикционные и антифрикционные свойства. Остроумным решением было крепление на нижней поверхности лыжи жесткого направленного меха, пригибавшегося при скольжении вперед и не позволявшего скользить назад (скольжение назад называется отдачей лыжи). Однако такое решение давно устарело и теперь в беговых лыжах все решает геометрия. Мы схематично проиллюстрировали процесс:
Пятка и носок лыжи являются скользящими частями, при движении разгруженной ноги вперед, на них приходится вся площадь опоры и примерно половина веса лыжника. Средняя часть или колодка, соприкасается с поверхностью снегового покрова только при полной нагрузке на ногу, что соответствует моменту отталкивания от снега.
Как раз она и является фрикционным элементом лыжи, позволяющим оттолкнуться и предотвращающим откат. На самом деле, это разделение не догма, например в коньковых лыжах, о которых мы расскажем чуть ниже, вся поверхность лыжи является скользящей.
Необходимый элемент лыжи - продольный желоб, проходящий через всю нижнюю часть. С его помощью достигается продольная устойчивость лыжи в движении.
Теперь о характеристиках лыж.
Наиболее очевидная и, как кажется, первостепенная характеристика лыжи - её рост. Есть общепринятые формулы выбора ростовки - рост лыжника плюс 25-30 в случае классического хода (бега) и чуть короче, плюс 10-15 см в случае конькового. Однако это справедливо лишь на первый взгляд. Во-первых, эти расчеты наиболее справедливы для людей среднего роста, а во вторых, гораздо более важен показатель жесткости лыжи, а именно способность сохранять и правильно менять форму при соответствующих нагрузках. Вернемся к иллюстрации.
Жесткость определяет возможность лыжи выдерживать примерно половину веса лыжника без соприкосновения колодки со снегом при скольжении и прогибаться до определенного состояния при полностью загруженной лыже, то есть в момент толчка. Выяснить жесткость лыжи можно несколькими способами. Первый и, на наш взгляд, самый оптимальный - воспользоваться специальным инструментом, флекстестером, состоящим из лыжного станка, динамометра и щупа порядка 0.2 мм толщиной. Такой инструмент должен быть в каждом серьезном спортивном магазине.
Второй способ - проверить лыжи рукой. Бытует мнение, что сила кисти среднестатистического человека без спецподготовки равна как раз половине веса этого человека, следовательно, нужно просто сжать сложенную пару лыж рукой и провести между колодками листом писчей бумаги. Третий и чуть более сложный способ - провести том же листом под лыжей, лежащей на полу и соответствующим образом нагруженной.
Соответственно, таким образом можно выяснить, будет ли выбранный экземпляр вести себя на лыжне как подобает, или покупка "порадует" тяжелым ходом или легким откатом. Есть, правда, хитрый ход - если веса и роста в достатке и подобрать пару по жесткости/росту затруднительно, то лучше брать более длинные лыжи, так как они, как правило, жестче и с ними проще попасть в нужные характеристики.
Помимо длины, у лыж есть и второй линейный размер - ширина. Совместно они дают площадь опорной поверхности лыжи и, соответственно, удельное давление на снег.
Немаловажное значение имеет материал изготовления лыж. Большинство производителей применяют комбинированные конструкции из полимерных материалов, дерева и пластика. Более дорогие модели включают в себя материалы из авиационной и космической промышленности.
На самом деле, вопрос "Из чего сделаны лыжи" не влияет напрямую на их свойства и характеристики, он скорее определяет параметры их жесткости, веса и условий эксплуатации. Например, известная торговая марка Fischer "строит" свои изделия наподобие слоеного пирога, усиливая ячеистую структуру углеволокном и добиваясь при этом впечатляющего снижения веса.
Известно, что эксплуатация лыж и их ходовые свойства определяются не только тем, что приобретено в магазине, те есть самим изделием. Большая часть их параметров определяется и изменяется смазкой, наносимой на скользящие и не скользящие поверхности. А вот способность впитывать и удерживать смазывающие материалы на поверхности лыжи как раз зависит от материала изготовления.
Как правило, скользящая смазка наносится на гладкую поверхность носка и пятки лыжи, а нескользящая - на пористую либо шершавую колодку. О смазках и их нанесении мы поговорим в отдельном материале, посвященном именно этому вопросу.
Существует и такая разновидность лыж, как изделия с шершавой колодкой, скажем так, "ленивый вариант". Соответствующие поверхности таких лыж изначально имеют необходимые фрикционные свойства и (практически) не нуждаются в дополнительной подготовке.
Стоит заметить, что не всегда это можно назвать плюсом, однако для лыжных прогулок без гонок за рекордом такой вариант вполне может подойти.
Существенным моментом в выборе лыж является тип креплений, для которых они предназначены. О них - будет отдельная статья, но кратко все же остановимся. На сегодняшний день применяется три основных типа креплений для беговых лыж - "75 мм" или крепление за рант, SNS - система компании Salomon и NNN/NIS или от Rottefella (такие ставят Rossignol, Fischer и ряд других ТМ). Первые устарели морально и являются самыми доступными по цене, вторые и третьи - разработки двух разных производителей, между собой не совместимы.
В принципе, приобретая комплект одной торговой марки, промахнутся с типом креплений будет довольно сложно, чисто физически.
Поговорим теперь о разновидностях лыж.
По типу хода лыжи делятся на классические и коньковые. Классические предназначены для обычного бега на лыжах, как правило, по накатанной лыжне. К ним в полной мере относится все сказанное и проиллюстрированное выше. Коньковые, или предназначенные для конькового хода, лыжи, несколько отличаются от классического варианта.
Помимо различий в выборе ростовки, коньковые лыжиболее жесткие, чем классика.Однако найти подходящую трассу для конькового хода достаточно сложно, так как поверхность снега должна быть достаточно плотной и ровной. В свою очередь, найти "трассу" для классических лыж запросто можно в любом парке, сквере или лесном массиве, а при необходимости - пробить лыжню самостоятельно.
Как правило, производители лыж делят свою продукцию на так называемые классы, или целевые группы. Иначе говоря, это изделия с различными характеристиками, подходящие для конкретных условий использования. Принято различать следующие типы беговых лыж:
Racing или гоночные лыжи.
Самый быстрый и самый сложный тип лыж. Отличается малым весом и шириной при достаточно высокой жесткости. Требует специально подготовленной трассы и нацелен на рекорд. При этом есть очень четкое разделение по погодным условиям и ходу. Соответственно, этот тип лыж больше подойдет спортсмену, нежели любителю активного зимнего отдыха.
Sport, Nordic Cruising - в зависимости от производителя и его маркетинговой политики, эти лыжи можно назвать прогулочными, любительскими или, скажем так, тренировочными. Они достаточно демократичны и подходят большинству поклонников лыжни.
Back Country или туристические лыжи.
Еще один совершенно отдельный тип лыж, предназначенный для лыжных походов по местам без какой либо подготовки вообще, то есть без лыжни. Лыжи этого типа имеют значительную ширину и, как следствие, низкое удельное давление на снег. Это, в свою очередь, позволяет комфортно передвигаться по снежной целине, насту или рыхлому снегу. Охотники, рыболовы и туристы чаще всего выбирают именно этот тип.
Сезон на подходе и уже надо что-то решать? Вот один из подходов к выбору лыж:
• Первым делом нужно четко представлять, как и где мы будем кататься. Есть еще вопрос "когда?", но выбор лыж, сообразуясь с температурой, влажностью, временем года и временем суток несколько выбивается из рамок этого материала и относится скорее к темам профессионального лыжного спорта. Все, что в принципе стоит однозначно уяснить - будем бегать быстро и по накатанной лыже/трассе, либо нас ждет неспешный променад между ёлками в снегу. От этого зависит тип лыж (см. выше) и это, вероятно, у Вас спросит продавец в первую очередь. Думаем и решаем.
• Обретя понимание основного вопроса, стоит ответить на второй и не менее важный - количество дензнаков, с которым вы готовы расстаться. Ответить на него, скорее всего, придется уже в магазине. Стоит помнить, однако, что кроме лыж Вам придется приобрести ещё как минимум крепления, ботинки и палки, а в джинсах и дубленке на лыжах не особо погоняешь - костюмчик необходим. Так что планируйте бюджет комплексно.