Очень важно правильно овладеть основными элементами техники еще на первом этапе обучения. Если же в это время основное внимание было направлено на форсированную подготовку, неизбежно возникнут стойкие, трудно поддающиеся исправлению ошибки.
Первой предпосылкой к овладению совершенной техникой является курс последовательного методического обучения, на базе которого лыжник успешнее будет осваивать детали техники, а в случае появления ошибок легче и быстрее их исправлять.
Вторая, не менее важная, предпосылка — постоянный рост тренированности спортсменов и равномерное развитие наиболее важных специальных физических качеств, необходимых гонщику. Если лыжнику недостает, например, силовой выносливости, то развивать нужно не только максимальную динамометрию, но и умение продолжительно сохранять эти показатели при выполнении того или иного упражнения.
Третья предпосылка совершенствования техники заключается в развитии двигательного диапазона спортсмена применением разнообразных и специализированных средств тренировки с учетом индивидуальных особенностей лыжников и недостатков в их технике.
Любое специальное упражнение дает эффект лишь в том случае, если оно во время тренировки выполняется многократно. При выборе средств общей физической подготовки нужно осуществлять такой же специализированный подход. Однобокое использование одного вида из всего многообразия средств также может вызвать нежелательные последствия.
При определении дозировки специальных средств очень важно знать особенности техники каждого лыжника. Если одним в подготовительном периоде нужно больше применять лыжероллеры, то другим — имитации в подъем или роликовые коньки. В связи с этим надо уметь оценить технику занимающихся, правильно найти недостатки в ней и причины их возникновения. Исправление ошибок всегда нужно начинать с наиболее грубых, а затем заниматься шлифовкой деталей техники. Причем, как правило, вместе с ростом тренированности и при правильном процессе совершенствования техники грубые ошибки приобретают форму незначительных, мелких недостатков, а затем допустимых индивидуальных отклонений.
Недостатки и ошибки в технике можно подразделить по степени нарушений основных элементов на грубые, значительные и мелкие. Конечно, провести строгую границу между грубыми и значительными иногда трудно, но каждый спортсмен в состоянии выделить значительную ошибку, чтобы в первую очередь исправлять ее, не отвлекаясь на мелкие погрешности техники.
По распространенности ошибки могут быть общие, характерные для всей группы занимающихся, и частные, присущие отдельным лыжникам. Общие ошибки чаще всего возникают из-за неправильной организации занятий, плохого инвентаря, чрезмерного увлечения каким- либо одним средством тренировки или в результате неудачного копирования техники сильного лыжника.
В этом случае следует пересмотреть весь процесс занятий, разнообразить средства подготовки, тщательно объяснить занимающимся, в чем их ошибки и как нужно правильно выполнять тот или иной прием.
Частные ошибки, чаще всего мелкие, имеющие место у более квалифицированных спортсменов, исправляются методом индивидуальных занятий.
По степени устойчивости ошибки делятся на случайные, временные и привычные. Со случайными ошибками легче бороться, чем с привычными: достаточно прямого указания или выполнения нескольких упражнений, как ошибки постепенно исчезнут. С привычными ошибками дело обстоит труднее — требуется целая система подводящих и специальных упражнений, используемых длительное время как средство тренировки, чтобы устранить их.
Ошибки общие, грубые и случайные чаще возникают при занятиях с лыжниками III разряда, частные значительные и временные — у лыжников II разряда. Индивидуальные недостатки, мелкие и привычные, — у лыжников I разряда и даже мастеров спорта.
Главное в устранении ошибок — уметь вовремя обнаружить их, правильно оценить и вскрыть причину их появления, а затем на этой основе умело выбрать средства совершенствования техники и тренировки лыжников с учетом их физических и конституционных данных.
Чтобы облегчить эту работу, здесь дается перечень основных групп ошибок, которые могут возникнуть при овладении элементами техники ходов, подъемов и спусков.