Основные требования при прохождении спусков: достижение наивысшей скорости при сохранении устойчивых положений и поз и использование спусков для относительного отдыха организма спортсмена после прохождения более трудных участков трасс. Осуществление этих требований в гонках на лыжах (в противоположность слалому) затрудняется спецификой инвентаря и обуви гонщика: облегченные лыжи без металлической окантовки, незакрепленные пятки ботинок. Это ухудшает устойчивость лыжника, вынуждает применять ограниченный круг способов и вызывает определенные закономерности в их выполнении, особенно на спусках с поворотами и неровностями, где зачастую приходится идти по глубокой лыжне.
Основная движущая сила на спуске — параллельная составляющая веса тела, которая растет с увеличением крутизны спуска аналогично росту тормозящей силы на подъемах и выражается в тех же величинах. Например, на спуске крутизной 10° при весе лыжника 70 кг она доходит до 12 кг и т. п.
Силами, тормозящими движение, являются трение и растущее сопротивление воздуха.
Сопротивление воздуха особенно заметно на высокой скорости (более 10 м/сек), так как ее величина пропорциональна квадрату скорости движения лыжника.
Если при скорости спуска, равной 10 м/сек, сопротивление воздуха составит около 2,5 кг, то при скорости 20 м/сек оно достигнет 10 кг. Это ощутимое сопротивление, естественно, снижает общую скорость хода лыжника.
Лыжник может уменьшить сопротивление воздуха, приняв более низкую стойку. В этом случае площадь лобового сопротивления уменьшится, а скорость возрастет. Следовательно, низкая стойка позволяет развить максимально возможную скорость спуска, особенно на прямолинейных склонах без неровностей. Исследования показали, что лыжник на спуске длиной 350 м и крутизной 8° может выиграть около 6 сек., только применив низкую стойку. Это ощутимый результат. Однако низкая стойка на коротком крутом спуске, да еще с неровностями невыгодна, так как в положении глубокого приседа хуже устойчивость и нет возможности расслабить мышцы ног.
Устойчивость лыжника определяется его умением в соответствии с условиями хода своевременно наклониться всем телом вперед при оптимальной ширине ведения лыж.
Чтобы сохранить равновесие, лыжник должен принять такое положение, при котором равнодействующая всех сил, влияющих на устойчивость, проходила бы через площадь опоры, а еще лучше — через центр площади опоры, тогда создается запас устойчивости. К силам, влияющим на устойчивость лыжника, относятся сила тяжести, сила трения лыж и сопротивление воздуха.
В случае, если сила трения равна силе сопротивления воздуха или если эти силы невелики, тело лыжника перпендикулярно к склону (или близко к этому положению).
Если же сила трения значительно увеличится и станет больше сопротивления воздуха, то для сохранения устойчивого положения необходимо выдвинуть лыжу вперед и отклонить все тело назад.
Напротив, при внезапном улучшении скольжения на смерзшемся участке лыжни или при встречном порыве ветра для сохранения устойчивого положения нужно наклониться больше вперед.
И действительно, во время оттепели или при умышленном торможении лыжами лыжник должен выдвинуть вперед лыжи и несколько выпрямить туловище, а при свободном спуске с большой скоростью наклониться вперед, тогда равновесие не будет потеряно. Правда, в практике лыжных гонок требования к сохранению устойчивого положения тела относительно опоры не так и велики. Но внезапное ухудшение или улучшение скольжения при наезде на неровность склона может вызвать падение, так как лыжник не всегда успевает выполнить необходимые движения туловищем или выдвинуть лыжи вперед, поэтому на спуске лучше заранее несколько выдвинуть вперед лыжу, равномерно располагая вес тела на обеих лыжах, и слегка наклонить туловище вперед с тем, чтобы в случае необходимости перемещать вес тела в нужном направлении.
Наиболее выгодна, с точки зрения сохранения и улучшения устойчивости, основная стойка с выдвинутой вперед лыжей.
Необходимые условия сохранения устойчивого положения в поперечном направлении при прямолинейном спуске — расположение проекции общего центра тяжести тела между боковыми границами площади опоры (внешние ребра лыж). Выход проекции общего центра тяжести за опору может привести к потере равновесия и падению.
Опасность потери равновесия особенно велика на обледенелом склоне с неровностями. В этом случае лыжи могут начать скользить не параллельно и лыжник потеряет управление ими.
Для повышения поперечной устойчивости следует поставить лыжи несколько шире, но обязательно удерживать их в параллельном положении, амортизировать встречные и боковые толчки, а для лучшего равновесия немного приподнять руки.
Расставлять лыжи более чем на 40—50 см не рекомендуется, так как при этом начинает сказываться различие рельефа, по которому скользит каждая из лыж, возникают несимметричные толчки, ухудшающие устойчивость лыжника. При слишком широком ведении лыж затрудняется управление ими, возникает излишняя напряженность в мышцах ног, что повышает утомление лыжника.
В низкой стойке гораздо труднее амортизировать толчки при наезде и а мелкую неровность, поэтому при плохой устойчивости в поперечном направлении опускаться глубже основной стойки не следует.
Техника прохождения неровностей сводится к сохранению необходимого наклона всего тела относительно склона и выпрямлению траектории движения общего центра тяжести, а также к амортизационной работе ног. Благодаря этим движениям устраняется удар лыж о встречную неровность или, наоборот, сохраняется опора при прохождении спадов (переходов на более крутую часть спуска) и впадин. Причем при прохождении крупных неровностей (спадов и выкатов) лыжник должен поддерживать нужный наклон всего корпуса относительно линии лыжни, крутизна которой меняется. При прохождении мелких неровностей наклон корпуса менять не следует.
При преодолении спада давление на лыжи неизбежно ослабевает. На высокой скорости при резком увеличении крутизны склона лыжник может даже пролететь по воздуху, как с трамплина. Чтобы этого не произошло и лыжник не потерял устойчивости, нужно перед крутой частью принять низкую стойку, а выйдя на эту часть выпрямиться до высокой стойки и смело подать все тело вперед.
Метров за 10 перед спадом неплохо идти в более высокой стойке, чтобы улучшить видимость нижележащего участка склона, а затем уже принимать низкую стойку. Вынужденный отрыв лыж от снега при этом сокращается или устраняется совсем, траектория движения общего центра тяжести выпрямляется.
При резких перегибах склона и высокой скорости спуска лыжник не всегда успевает подать туловище вперед и выходит на крутой участок спада откинутым назад, рискуя потерять равновесие. Чтобы этого не произошло, подавать тело вперед следует раньше, на перегибе спада.
Правила соревнований по лыжным гонкам требуют, чтобы спуски заканчивались прямым выкатом, без встречных склонов, с тем чтобы лыжник не терял скорости хода на поворотах и противосклонах, поэтому техника перехода на выкат сводится к устранению возможного удара и падения. Для этого перед выкатом следует заблаговременно принять высокую стойку, а на кривой перехода согнуть выдвинутую вперед ногу, амортизируя этим встречный удар, и опуститься в более низкую стойку. Давление на ноги хотя и увеличится, но в меньшей степени, вес тела в случае рывка вперед перейдет на идущую впереди лыжу.
Техника прохождения мелких неровностей: бугров, впадин, уступов и выступов — сводится к спрямлению траектории движения общего центра тяжести тела лыжника и сохранению необходимого наклона всего тела относительно линии спуска, общая крутизна которого на этом участке не изменяется.
С этой целью лыжник при прохождении неровностей должен менять стойку спуска, амортизируя возможные удары и устраняя отрыв лыж от снега.
Так, например, перед бугром лыжник принимает высокую стойку, наезжая на бугор, сгибает ноги и переходит в низкую, а съезжая с бугра, снова выпрямляется. Одна лыжа при этом остается выдвинутой вперед. Входя во впадину, необходимо вначале присесть, во впадине выпрямиться, а при выходе из нее снова опуститься в низкую стойку.
Чтобы устранить или хотя бы уменьшить неизбежный отрыв лыж от склона, подходя к уступу, лыжник принимает низкую стойку, а съезжая с него, резко выпрямляется, сохранив неизменным общий наклон тела.
Преодолевая выступ, лыжник смягчает силу удара о склон тем, что перед выступом принимает высокую стойку, а на выступе быстро приседает, амортизируя удар.
На трассах спусков лыжных гонок могут встретиться неровности, следующие друг за другом в самой различной последовательности и усложняющие прохождение спусков, если скорость лыжника велика. Лыжник не всегда вовремя замечает ту или иную неровность и успевает выбрать способ ее преодоления. Поэтому неровности надо научиться проходить автоматически, не задумываясь над каждым движением.
Для этого необходимо не только отлично владеть техникой спуска, но и устранить излишние статические напряжения мышц. Туловище должно быть свободно наклонено вперед, руки расслабленно опущены, а ноги напряжены лишь настолько, насколько нужно для поддержания равновесия.
Естественно, что стойки спуска сами по себе уже снижают интенсивность работы лыжника, а статические напряжения мышц не только ухудшают устойчивость лыжника, но и отрицательно отражаются на работоспособности организма. Несмотря на то что при статической нагрузке интенсивность работы снижена, все же утомление от такого напряжения мышц большое.
Необходимые для сохранения устойчивости движения туловищем, смена стоек спуска, перемещение веса тела с одной лыжи на другую вместе с расслаблением мышц плечевого пояса и рук будут способствовать активному отдыху лыжника.
Основное требование к прохождению поворотов — сохранение устойчивого положения тела без потери скорости. При поворотах упором скорость меньше, чем при повороте на параллельных лыжах или переступанием. Повороты переступанием выгодны еще и тем, что, переставляя лыжи над снегом в новое направление, лыжник может выполнить отталкивание ногой в сторону движения.
Поворот переступанием внутренней лыжей наиболее выгоден для лыжника по следующим причинам: из-за отсутствия торможения на скользящей поверхности лыжи хорошо сохраняется лыжная мазь, а устранение статических напряжений меньше утомляет лыжника.
Вначале гонщик должен слегка подсесть и перенести вес тела на наружную лыжу, затем приподнять освободившуюся внутреннюю лыжу, отвести ее носок в сторону и сделать шаг в направлении поворота, оттолкнувшись от наружной лыжи. После приставления лыжи гонщик либо продолжает скользить в новом направлении, либо выполняет следующий шаг.
Иногда следует помочь переступанию толчком внешней палкой, что несколько увеличит скорость хода.
Поворот упором можно использовать там, где требуется слегка замедлить скорость спуска. Для этого лыжник выдвигает вперед внешнюю лыжу и поворачивает сепяткой наружу. Ставить лыжу в упор надо по поверхности снега, постепенно загружая ее. Если по окончании поворота внутренняя лыжа приставляется к внешней и лыжник продолжает передвигаться прямо в новом направлении на параллельных лыжах, то произойдет поворот из упора. Поворот из упора на глубокой лыжне выполнять нельзя. В этом случае наиболее приемлем поворот на параллельных лыжах, при выполнении которого лыжнику не приходится бороться со сносом лыж в сторону: лыжи скользят по внешнему краю накатанной лыжни, как по рельсам.
Основное внимание лыжника направлено на сохранение равновесия, для чего следует подать тело внутрь поворота. При большой скорости необходимо быстро и точно выбирать необходимый наклон, иначе можно потерять равновесие, так как проскальзывание лыж в сторону здесь невозможно, так же как и изменение ширины ведения лыж, которая определяется прочной лыжней.
Повороты на параллельных лыжах по раскатанному склону выполняются иначе. Пологие повороты по большой дуге с небольшим углом поворота осуществляются крутой постановкой лыж на внутренние ребра и наклоном тела в ту же сторону. Благодаря изогнутой форме боковых поверхностей лыж, а также их прогибу при увеличении давления лыжник скользит по пологой дуге.
При повороте давление на лыжи, особенно на внешнюю, увеличивается. Поэтому в случае необходимости увеличения кривизны и угла поворота лыжи нужно ставить круче на ребра, иначе может возникнуть проскальзывание. Правда, в какой-то степени оно бывает всегда, и тем больше, чем круче повороты и выше скорость хода.
При выходе со спуска, пока скорость еще велика, нужно максимально использовать скольжение на выкате, принять низкую стойку или стойку отдыха с тем, чтобы дать отдых организму. Как только скорость начнет затухать, нужно поддержать ее одновременными отталкиваниями руками, а затем перейти на одновременный одношажный ход.
От умелого и экономного прохождения спусков зависит интенсивность прохождения последующих участков трассы.
При выборе способа поворота необходимо учитывать условия скольжения, состояние лыжни и рельеф склона.