В лыжных гонках много времени и сил тратится на прохождение подъемов, даже если трасса не сильнопересеченная.
Специальные исследования показывают, что на подъеме крутизной всего лишь около 6° скорость хода сильнейших лыжников падает с 4,8 м/сек на равнине до 3,1 м/сек, а на подъеме 13° — до 2,4 м/сек, т. е. в два раза.
Значительное падение скорости хода происходит из- за уменьшения длины шага и сокращения одноопорного скольжения (в том же примере длина шага уменьшилась с 3,3 м на равнине до 1,15 м на подъеме). Для поддержания скорости лыжник вынужден не только сильнее толкаться, но и повышать частоту шагов.
Главная причина, затрудняющая подъем, заключается в росте сопротивления собственного веса, вернее, параллельной составляющей веса тела.
Так, например, при весе лыжника, равном 70 кг, при переходе с подъема крутизной 5° на подъем 10° тормозящая сила увеличится с 6,1 кг до 12,1 кг, т. е. на 6 кг, а относительно равнины — на 12 кг. При крутизне 15° она достигнет 18 кг. Это сопротивление ощутимо сказывается на скорости хода.
Из указанных примеров становится совершенно ясно, что лыжник с меньшим весом и легким инвентарем гораздо легче пройдет подъем. Если его вес 60 кг, то сопротивление, которое ему придется преодолевать на подъеме крутизной 10°, составит 10,4 кг, т. е. почти на 2 кг меньше, чем у лыжника весом 70 кг. Приходится считаться с лишними килограммами!
В связи с этим в настоящее время при установлении физического развития лыжников определяют не их абсолютные силовые показатели, а силу отдельных групп мышц относительно веса лыжника. Правильная оценка, если еще добавить, что указанное качество лыжник способен проявлять длительное время.
Крутизна подъема, кроме того, снижает эффект толчка, даже если сила и угол отталкивания остаются прежними. Дело в том, что направление толчка на подъеме неизбежно приближается к вертикали, так как сохранение минимально возможного угла отталкивания относительно горизонтали вызовет отдачу. Ведь фактически лыжник в этом случае начнет отталкиваться от линии лыжни под углом, который станет меньше минимально возможного, в результате — срыв лыжи.
Из-за этого неизбежного явления движущая сила от толчка уменьшается на подъеме 10° почти в 2 раза, а на подъемах 15— 17° вообще становится равна нулю. Толчок будет направлен по вертикали вверх. Попытка оттолкнуться вперед от вертикали сразу же вызовет отдачу, единственное средство борьбы с которой — необходимость больше опереться на палки или развести лыжи носками наружу, т. е. использовать способ «елочкой».
В своей основе способы подъемов содержат элементы попеременных ходов, но отличаются от них неизбежными количественными изменениями.
Прежде всего при этих способах нет необходимости выполнять активную остановку лыжи перед толчком. Лыжа опорной ноги сама без активных усилий прекращает движение вперед, или скольжение. Нога при остановке остается согнутой. Если на равнине опорная нога выпрямлялась перед толчком до 138—142°, то на подъеме 10° — всего лишь до 128—132°. Она подходит к толчку уже в согнутом положении, благодаря чему облегчаются перекат, подача всего корпуса вперед и финальная часть толчка. Правда, отмечено, что сила толчка на подъемах несколько снижается, но это компенсируется увеличением времени его действия. В нашем примере время толчка увеличивается почти в 2 раза.
После толчка нога отбрасывается назад - вверх гораздо меньше, так как подниманию ноги, находящейся к тому же ниже по склону, препятствует сила тяжести, которая тем больше, чем круче подъем. Лыжнику приходится выносить ногу не только вперед, но и вверх, поэтому и скорость маха с увеличением крутизны подъема уменьшается. Однако для облегчения махового выноса ноги вперед ее необходимо сгибать больше, чем на равнине. И все же здесь нет такой возможности, как на равнине, расслабить мышцы маховой ноги, поэтому ноги устают больше. Перенос веса тела на маховую ногу следует выполнять позже, чем на равнине, и тем позже, чем круче подъем.
Поздняя загрузка весом тела маховой ноги позволяет толчковой ноге до последнего момента сохранить хорошее сцепление со снегом, что очень важно при подъеме. Это создает условия для выполнения правильного по направлению толчка. При ранней загрузке для предотвращения проскальзывания лыжник вынужден отталкиваться больше вверх, что на подъемах крайне нежелательно: толчок будет направлен близко к вертикали и потеряет свою эффективность.
Поздний перенос веса тела приводит к сокращению двойной опоры, которая при значительном повышении частоты шагов может совсем исчезнуть. Возникает небольшая по продолжительности фаза полета. В этом случае способ подъема будет ближе к бегу с опорой на палки. Такой способ можно рекомендовать на коротких, но крутых подъемах, где трудно скользить.
Переход на скользящий бег следует применять и на некоторых длинных подъемах, повышая частоту шагов на отдельных отрезках. Это не только сделает нагрузку разнообразной, но и поможет в конце концов пройти весь подъем. При высокой тренированности вообще лучше идти скользящим бегом, облегчая всякий раз опорную ногу, выдвигаемую вперед жимовым отталкиванием другой ногой и акцентированной работой рук.
Овладение ходом с облегчением опорной ноги значительно повышает эффективность работы лыжника, но требует от него хорошего владения основными элементами попеременных ходов на равнине, и особенно умения расслаблять мышцы после отталкиваний.
На более крутых подъемах — 14—16° — даже у хорошо подготовленных лыжников скольжение неизбежно исчезает. Для поддержания скорости хода необходимо повысить частоту шагов и перейти на бег без скольжения, который отличается от скользящего бега наличием постоянной двойной опоры на палки и более мягким выполнением отталкивания ногой при каждом шаге.
Нужно обратить особое внимание на сохранение достаточного выпада, наклона туловища и посадки. Хотя фаза полета в беге в подъем и малозаметна, однако нужно следить и за тем, чтобы лыжник мягко переносил вес тела с ноги на ногу с небольшим одновременным движением стопой вперед, как бы имитируя скольжение, а не прихлопывая лыжами сверху вниз. Толчок руками в этом способе должен носить жимовой характер, лыжник все время удерживает и продвигает свой вес вперед-вверх, поэтому толчок рукой должен завершаться и здесь полным ее Выпрямлением, чем, кстати, и характеризуется техника сильнейших лыжников.
В случае срыва толчковой ноги опора целиком передается на руку и гонщик, не теряя скорости, продолжает двигаться вперед.
Поднимать после отталкивания руку назад не следует. Ее нужно выиосить вперед сразу и быстрее, чем на равнине. Безусловно, вымести руку с палкой вперед снизу труднее, но это сделать необходимо, иначе нарушится общая согласованность движений и может возникнуть проскальзывание лыжи.
Период отталкивания рукой увеличивается почти вдвое, а переноса палки уменьшается. В результате этого при подъеме может возникнуть двойная опора на палки: одна рука начинает толчок, а другая его заканчивает. Причем толчок рукой на подъемах заканчивается позже, чем ногой, опережения не должно быть. В связи с этим при прохождении подъемов нагрузка на руки, как и на ноги, повышается, тем более что времени для расслабления мышц рук и плечевого пояса здесь очень мало.
Даже при значительном утомлении лыжник должен сохранить длинный выпад и полноценный толчок рукой. Лучше снизить частоту шагов или перейти на четырехшажный ход, но ни в коем случае не обрывать толчков, так как опасность проскальзывания здесь велика.
Конечно, надо иметь высокую тренированность, чтобы выдержать указанные требования на крутых и длинных подъемах, но от правильного их прохождения всецело зависит результат в гонках. По сути дела, вся тренировочная работа и направлена на прохождение сильно пересеченных трасс с достаточной высокой интенсивностью и правильным выполнением элементов техники, и в первую очередь на наиболее трудных участках трасс.
В связи с этим перед подъемом необходимо заранее перейти на попеременные ходы, включая элементы четырехшажного хода, с тем, чтобы расслабить мышцы ног и плечевого пояса, дать им хотя бы небольшой отдых перед более мощной работой. Лучше на этом потерять 2— 3 сек., но зато выиграть на длинном подъеме десятки секунд.
Выйдя на подъем, надо повысить частоту шагов, однако не забывайте и о скольжении. Основное внимание peкомендуется обратить на акцептированную и завершенную работу рук. Нужно помнить, что полноценные отталкивания руками предохраняют от проскальзывания лыжи, а значит, улучшают толчок ногой. Поэтому использовать четырехшажный ход в случае сильного утомления мышц рук следует лишь в местах с малым перепадом высот. Короткие же подъемы лучше проходить только двух- шажным ходом, который более эффективен. Но в этом случае может возникнуть проскальзывание, так как толчок ногой в первых двух шагах не поддерживается опорой руки о палку.
Если уж такая необходимость возникла, то отталкивание руками после выноса палок вперед следует выполнить таким образом, чтобы толчок другой рукой следовал тут же за толчком первой. Расстояние между кольцами палок по ходу лыжника составляет полметра, а то и меньше. Вот тогда потеря скорости в первых двух шагах с лихвой восстановится при более мощном толчке руками. Чтобы сохранить ритм попеременного хода, шаг тоже нужно укоротить. Лыжник как бы подбегает к отталкивающимся рукам.
Таким образом можно преодолеть значительный участок более крутой части подъема, а затем, при переходе па менее крутой, снова перейти на двухшажный ход с использованием скольжения или с облегчением опорной ноги.
Применение способов подъемов скользящим бегом с параллельной постановкой лыж и без кантования зависит главным образом от качества сцепления лыж со снегом и крутизны подъемов, так как плохое сцепление не всегда позволяет выполнить толчок ногой па подъеме.
Расчеты показывают, что на подъемах крутизной 15— 17° и при хорошем сцеплении лыжи со снегом (КСц=0,29) появляется проскальзывание, и тем чаще, чем хуже лыжник отталкивается палками. Поэтому на крутом подъеме при плохих условиях сцепления лыжи со снегом следует применять более надежные способы — «елочкой» или «полуелочкой». Однако не нужно торопиться и переходить на «елочку» или «полуелочку», если есть хоть какая- то возможность идти скользящим шагом.
Хорошо подготовленный лыжник сможет идти в подъем с использованием скольжения даже там, где появилась опасность проскальзывания, используя более мощную акцентированную работу рук.
Однако если уж придется перейти па «елочку», «полуелочку» или даже «лесенку», нужно уметь применять их в зависимости от рельефа подъема.
Прежде всего при этих способах лыжник должен по возможности часто попеременно отталкиваться руками, компенсируя этим укорочение шага. Задник одной лыжи переносится через другую лыжу по воздуху, а носки лыж приподнимаются выше, с тем чтобы не зацепиться за снег. Палки для опоры ставятся на снег шире и больше сзади.
Степень продвижения лыжника за один шаг зависит от длины выпада вперед и угла постановки лыж. Чем больше лыжи развернуты в стороны, тем меньше он продвинется вперед, поэтому разворачивать лыжи носками в стороны более чем на 45° не следует, иначе затрудняются движения руками и ногами. Лучше усилить давление на палки и увеличить длину выпада, но не намного, так, чтобы не наступать лыжей на лыжу. Лучший способ увеличения скорости хода — повышение частоты шагов до темпа, близкого к бегу.
Конечно, это утомительно, но выгодно. Таким образом преодолеваются короткие участки подъема, на которых можно потерять много времени.
Способ «полуелочкой» лучше применять при передвижении наискось, причем выгоднее разворачивать кнаружи носок нижней лыжи. Если же отставить в сторону носок верхней лыжи, то увеличившийся по отношению к горизонтали угол наклона этой лыжи вызовет проскальзывание.
Если крутой подъем к тому же бугрист, то его следует преодолевать «елочкой» с постановкой лыж по обе стороны выпуклости склона. Тогда носки лыж опустятся вниз, наклон лыжи уменьшится и создадутся лучшие условия для опоры ног.
Преодолевать продольную впадину способами «полуелочкой» и «елочкой» не рекомендуется, так как при разведении носков в стороны угол постановки лыж к горизонтали увеличится, и это вызовет проскальзывание. Следует идти по одной из сторон впадины «полулесенкой» с продвижением вперед. При этом лыжи примут горизонтальное положение и длина шага увеличится. Способ «полулесенкой» может быть использован при передвижении наискось по крутому подъему.
Преодоление подъемов требует хорошей физической подготовленности спортсмена, а умение владеть всеми способами подъемов и рациональное использование каждого из них в зависимости от крутизны и рельефа подъема и условий скольжения определяет успех соревнований.
Лыжнику нужно знать как рельеф всей трассы, так и рельеф каждого из подъемов, которые ему придется преодолеть во время гонки. Тогда он заранее мысленно сумеет преодолеть каждый подъем, выбрать способ и интенсивность передвижения перед подъемом, на подъеме и после него.
Если подъем короткий (до 100 м), то его следует пройти с ходу, в одном ритме, не меняя способа и повышая частоту шагов в соответствии с его крутизной.
При прохождении длинного подъема (до нескольких сот метров), к.тому же различной крутизны, надо учесть рельеф после подъема: если следом за ним идет длинный спокойный спуск, где можно снизить нагрузку, то подъем преодолевается с высокой интенсивностью и частотой шагов. Способы выбираются соответственно рельефу подъема. Лучше выложиться на подъеме и выиграть несколько секунд у конкурента, а затем при спуске расслабить мышцы и восстановить силы перед очередным подъемом. Более волевой лыжник выигрывает именно на подъемах, заставив себя преодолеть тяжелую физическую усталость.
Хуже, если после длинного подъема следует равнинный участок с мелкими неровностями, буграми и поворотами. Зная это заранее, лучше начать подъем, экономно расходуя силы, использовать при любом удобном случае четырехшажный способ с почти одновременными отталкиваниями руками.
Идти нужно, облегчая опорную ногу, лишь в конце подъема можно повысить частоту шагов и перейти на скользящий бег. Преодолев подъем, лыжник должен как можно быстрее набрать скорость, переходя к одновременным ходам, а затем использовать способы, наиболее выгодные на данном рельефе лыжни. Если это будут попеременные ходы, следует акцентировать внимание на полноценности отталкиваний и длине шагов.