Ребенок третьего года жизни уже совершает к концу года около 3 тыс. локомоций, увеличивается словарный запас, развивается внимание, память, улучшается координация движений, заметно изменяется ходьба, движения рук и ног — они становятся согласованнее и ритмичнее.
Средствами развития движений служат: ходьба по узкой дорожке, по ребристой доске и широкой стороне гимнастической скамейки, по наклонной доске и т.д.
На третьем году жизни развивается и такое важное качество, как бег. Он благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему ребенка, улучшает дыхание и обмен веществ.
Бег маленького ребенка характеризуется малой ритмичностью, неравномерностью шага, отталкиванием от опоры всей ступней и легкой потерей равновесия. Развитие бега и его совершенствование происходит во время целенаправленных занятий по физическому воспитанию и находится в прямой зависимости от их качества..
Продолжают развиваться навыки в бросаниях и метаниях, приобретенные на втором году жизни. Во время бросания ребенок учит- i я принимать правильную позу, поворачивать туловище во время броска и т.д. Разнообразнее становятся подвижные игры, более г ножными — физические упражнения, по сравнению со вторым годом, включаемые в комплексы утренней гимнастики.
Ниже приводятся сюжетные комплексы утренней гимнастики для детей 3-го года жизни.
Часики
Ходьба с качанием рук влево и вправо — «тик-так, тик-так», подражая движениям маятника часов. Ребенок ходит за взрослым по комнате.
1. «Стрелки»: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, круговые движения рук в одну и другую сторону — «стрелки крутятся». Возврат в исходное положение, 3^ раза.
2. «Бой часов»: стоя, руки на поясе — наклон туловища вперед и выпрямление его. При наклоне произносить звуки «Бим-бом», 3-4 раза.
3. «Сломались часики»: из положения стоя, руки на поясе, ребенок делает глубокие приседания, 2-3 раза.
4. «Ремонт часов»: исходное положение то же; поднять выпрямленные руки вверх с приподниманием на носочки — «сняли часики». Возврат в исходное положение — «будем чинить часики», 3-4 раза.
5. «Часики пошли, маятник качается»: из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе — боковые наклоны туловища, 3-4 раза.
6. Бег 15-20 с, постепенно замедляемый, ходьба 30-40 с.
Прогулка в лесу
«Идем гулять» — спокойная ходьба 1-2 мин.
1. «Большие деревья»: исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимание выпрямленных рук вверх, возврат в исходное положение, 3-4 раза.
2. «Нюхаем цветочки»: стоя руки на поясе. Приседание — «сорвали цветочек». Возврат в исходное положение, глубокий вдох — «нюхаем цветочек», 3-4 раза.
3. «Ветер качает деревья»: из исходного положения стоя, руки вверх — боковые наклоны туловища, 3-4 раза.
4. «Пилим бревнышко»: исходное положение стоя напротив взрослого или другого ребенка, взявшись за руки наперекрест. Сгибание и разгибание рук попеременно с поворотом туловища вправо и влево, 4-6 раз.
5. «Переход через ручеек»: ходьба по узкой дорожке или широкой стороне гимнастической скамеечки; для равновесия — руки в стороны.
6. «Зайчик прыгает»: исходное положение стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на носочках, 6-8 раз.
7. Утренняя гимнастика заканчивается спокойной ходьбой по комнате с постепенным замедлением, 30-40 секунд.