Общественный транспорт является источником различных заболеваний, особенно детей дошкольного возраста. Поэтому для нас представляет интерес удаленность дошкольного учреждения от места жительства ребенка.
Менее 500 м от детского сада проживает половина детей городской и четверть детей сельской местности; половина детей сельской и треть детей городской местности — от 500 до 1000 м; 1000— 2000 м — третья часть детей сельской и четвертая часть детей городской местности. Большинство родителей ходят с ребенком в детский сад пешком. Личным транспортом пользуется 1/10 часть родителей, коммунальным — около 1/6.
Как ребенок посещает детский сад, охотно или нет, во многом зависит от обстановки, внимания воспитателей к ребенку, от количества и качества игрушек, от проведения различных занятий с детьми и т.д., ведь отношение ребенка к садику сказывается на настроении родителей в течение всего рабочего дня.
По данным автора, охотно и с удовольствием посещают детский садик около 1/3 детей в сельской местности и 1/4 — в городе; порой охотно, иногда нет — 1/ 2 девочек и такое же количество мальчиков городской и сельской местности; неохотно — 1/10 часть детей. Вместе с тем следует отметить, что в начале 90-х годов резко сократилось количество детских садов и детей в них из-за высокой оплаты.
Помимо детского сада существуют еще другие дошкольные учреждения, которые помогают семье воспитать всесторонне развитых детей и являются связующим звеном между семьей и школой, между детским садом и семьей. Поэтому представляется важным выяснить, посещает ли дошкольник кроме детского сада еще какие-либо заведения, предназначенные для развития ребенка.
Если в 1988 г. в спортивных секциях, кружках пения и музыки занималось около 30% детей в городе и около 8% в сельской местности, то в 1998 г. этот показатель снизился до 8% в городе и до 0,6% в селе. Основными причинами являются прежде всего финансовые трудности родителей и предприятия, а также отсутствие специалистов.
Совместная работа семьи, детсада и других детских учреждений может сделать многое в формировании у ребенка здорового образа жизни, развитии у него умственных, нравственных, эстетических, физических, трудовых и других качеств, то есть обеспечить всестороннее воспитание детей. Оценка видов воспитания в детских садах (ответы родителей в %) представлена в табл. 4.
Таблица 4
|
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что городские родители оценивают постановку умственного воспитания в детских садах выше по сравнению с селом, так как большинство городских детских садов укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами и имеют как материальные возможности, так и обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.
Выше оценивается городскими родителями постановка и нравственного и эстетического воспитания по сравнению с сельскими детскими садами. А сельские родители поставили выше оценку организации трудового и физического воспитания и определяют эти качества на первое место, что объясняется спецификой сельской жизни.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что постановка трудового воспитания оценивается выше в городских детских садах, однако имеются значительные неиспользованные резервы и возможности в системе управления дошкольными учреждениями как в сельской, так и в городской местности.
В рамках эстетического воспитания оценку «хорошо» в 1988 г. поставили 25% сельских родителей, «удовлетворительно» — 12%, «слабо» — 63%. В 1998 г. «хорошо» оценили 14%, «удовлетворительно» — 24%, 62% — как «слабую». Что касается эстетического воспитания, то нужно отметить значительные расхождения в мнениях сельских родителей.
Так, на 14% больше поставили оценку «удовлетворительно» отцы по сравнению с мамами. Оценка эстетического воспитания в городских детских садах в 1988 и 1998 гг. несколько выше, чем в сельских.
Показательно, что в 1988 г. городские родители дали выше оценку умственному и нравственному воспитанию в детском саду по сравнению с селом, что говорит о наличии и образовании педагогических кадров и определенных возможностях детских садов.
Заметно стремление сельских и городских родителей воспитывать в ребенке всесторонне развитую личность.
Однако в силу экономических, кадровых, организационных, а часто и субъективных отношений родителей процент посещения других дошкольных учреждений очень низок. Если в 1988 г. 3% родителей сельской местности водили своих детей на занятия по иностранному языку, 2% — в кружок пения и музыки, 4% — на занятия балетом, 3% — в спортивные кружки по плаванию, фигурному катанию, гимнастике, 2% — в кружок для занятий общей физической подготовкой и около 5% — в другие кружки, то в 1998 г. ни один респондент не дал положительного ответа.
Основными причинами такого положения являются низкая заработная плата родителей и преподавателей, перевод кружков на коммерческую основу, уход педагогов в другие сферы социальной жизни. Эти же причины существуют и в городских дошкольных учреждениях. Так, в 1988 г. у 5% родителей дети изучали иностранный язык, 9% — занимались в кружках пения и музыки, 14% — балетом, 18% — в спортивных кружках, 4% — в кружках по общей физической подготовке, 19% — в кружках изобразительного искусства, 4% — в других кружках.
В 1998 г. из всех опрошенных родителей только один отметил, что его ребенок посещал в течение года занятия по иностранному языку, кружок изобразительного искусства и кружок музыки.
Таким образом, недостаток ассигнований на дошкольные учреждения, низкая заработная плата родителей, платное обучение, безработица и другие причины объективного и субъективного характера привели к резкому сокращению детей в дошкольных учреждениях. Всю тяжесть не только содержания, но и в целом воспитания государство переложило в основном на плечи родителей и других членов семьи.
В этой связи представляется важным выяснить, чем ребенок занимается дома, какие любимые игры и занятия он осваивает, как развивается физически, умственно, нравственно, эстетически в домашних условиях, как родители приучают ребенка к труду. Полученные данные представлены в таблице 5 (в % к числу опрошенных родителей).
Любимыми занятиями сельских и городских детей дошкольного возраста в семье являются: слушание сказок и просмотр книжек и детских передач по телевидению, игры на воздухе, прогулки на свежем воздухе, игры с игрушками и мячом, конструирование, помощь при домашних работах и др. Слабо оцениваются: рукоделие, настольные и тематические игры, пение и музыка. Склонность к тем или иным занятиям во многом зависит от уровня культуры, образования, знаний и навыков родителей, а также от финансовых возможностей, социальных условий проживания и др.
Содержание занятий | Родители | |||
сельские | городские | |||
1988 | 1998 | 1988 | 1998 | |
Игры с игрушками | 25 | 50 | 16 | 49 |
Конструирование(конструкт) | 22 | 0 | 21 | 7 |
Рукоделие | 0 | 0 | 13 | 0 |
Коллекционирование | 2 | 8 | 0 | 0 |
Просмотр книг | 30 | 25 | 29 | 14 |
Слушание сказок или просмотр детских передач | ||||
по ТВ | 50 | 50 | 29 | 70 |
Помощь при домашних работах | 12 | 16 | 12 | 35 |
Настольные игры | 6 | 8 | 8 | 0 |
Пение, музыка | 4 | 8 | 12 | 28 |
Тематические игры | 10 | 16 | 0 | 0 |
Прогулки | 18 | 41 | 33 | 28 |
Игры на воздухе | 42 | 33 | 45 | 35 |
Игры с мячом | 15 | 0 | 16 | 7 |
Другие занятия | 8,5 | 0 | 0 | 21 |
Использование комплекса мер по воспитанию у ребенка здорового образа жизни включает не только любимые виды занятий, но и формирование определенных положительных качеств. Поэтому работникам детских садов, инструкторам физической культуры необходимо знать, какие качества в своих детях хотели бы сформировать родители. Ценностные ориентации родителей в воспитании дошкольников отражены в табл. 6 (в % к числу опрошенных).
На первое место городские и сельские родители поставили воспитание в детях трудолюбия, особенно на это указывают сельские матери, на втором месте — воспитание любви к природе, забота о ней, на третьем — физическое развитие. На последующих местах — дисциплинированность, собранность, любознательность, пытливость, аккуратность, опрятность, чистоплотность и др. Физическое развитие несколько выше оценивается отцами городской и сельской местности, по сравнению с матерями. По данным красноярских социологов, с ростом образовательного ценза родителей повышаетсяих оценка этических качеств и несколько снижается значимость физического воспитания. В среднем родители придают большее значение физическому развитию мальчиков, чем девочек.
Ценности | Родит | Город | Село | ||
ели | 1988 | 1998 | 1988 | 1998 | |
Трудолюбие | отец мать | 46 14 | 27 18 | 16
23 |
21 21 |
Художественный вкус, чувство | отец | 32 | 32 | 18 | 45 |
прекрасного | мать | 16 | 26 | 17 | 53 |
Доброта, совесть, справедливость, честность, чуткость, простота, чувство | отец мать | 16 15 | 17 14 | 18 16 | 38 24 |
долга, ответственность и др. | |||||
Физическое развитие | отец мать | 28 25 | 32 20 | 33 33 | 37 33 |
Аккуратность, опрятность, | отец | 16 | 32 | 15 | 35 |
чистоплотность | мать | 15 | 25 | 16 | 34 |
Дисциплинированность, собранность | отец мать | 16 14 | 38 27 | 22 17 | 32 43 |
Любовь к природе, забота о ней | отец мать | 12 16 | 25 20 | 20 25 | 45 66 |
Любознательность, пытливость | отец мать | 10
16 |
23 20 | 17 24 | 39 45,5 |
В воспитании трудолюбия городские отцы и сельские матери ставят оценку выше по сравнению с противоположным полом. То же наблюдается в оценке художественного вкуса, чувства прекрасного. Низко оценено формирование у ребенка таких качеств, как доброта, совесть, справедливость, честность, чуткость, простота, чувство долга, ответственность, т.е. тех качеств, в которых общество испытывает дефицит в настоящее время. Выше оценивается матерями города и села по сравнению с отцами и такое качество, как любовь к природе и забота о ней.
Физкультурно-спортивная деятельность родителей на практике и их желания часто не совпадают в силу многих объективных и субъективных причин. Поэтому в работе отношение родителей к физическому воспитаю детей рассматривается в двух аспектах: вербальном, или ценностно-ориентационном, и реальном, т.е. занятия физкультурно-спортивной деятельностью родителей с детьми и повседневной жизни. Большое значение в этом вопросе имеют физкультурно-спортивные умения родителей и владение методикой обучения детей физическим упражнениям.