sport-in » Статьи » Полезная информация » Функциональные возможности

Функциональные возможности

0 493 22-08-2020 08:50

Функциональные возможностиТермин «функциональные возможности» в спорте, как правило, относится к критериям общей и специальной работоспособности, хотя, в действительности, он неимоверно ши­ре. В отборе, говоря о функциональных возможностях, имеют п виду прежде всего возможности механизмов энергообеспе­чения, состояние кислороднотранспортной системы, резерв­ные возможности систем гомеостаза.

Действительно, этот раздел исследований индивидуальных возможностей спорт­смена крайне важен, поскольку в современных условиях раз­вития спорта, в том числе и методики спортивной подготовки, чрезвычайно возросла роль фактора работоспособности и биологической надежности.

Система жизнеобеспечения у человека сложна и имеет мощные резервы развития в онтогенезе путем формирования многообразных механизмов адаптации к воздействиям внеш­ней среды.

Поэтому в процессе отбора основное внимание уделяется:

  • морфофункциональному состоянию систем шергообеспечения (сердцу, сосудам, аппарату внешнего ды­хания); выявляют соответствие их требуемому уровню разви­тия;
  • тип адаптации к тренировочным (соревновательным) воздействиям, характер реакций.

В процессе многолетней тренировки развитие выно­сливости спортсмена во многом определяет его перспектив­ность. Выносливость спортсмена определяется индивидуаль­ной напряженностью процессов метаболизма, газообмена, внешнего дыхания, циркуляции крови, сдвигов внутренней среды организма, энергообеспечения в целом. В. С. Мищенко с сотрудниками (1988) предлагает в процессе отбора выделять самостоятельные компоненты процессов энергообеспечения, которые обуславливают индивидуальные различия в формиро­вании функционального потенциала физической работо­способности спортсмена.

К ним относят:

  • мощность аэроб­ного и анаэробного механизмов энергообеспечения;
  • по­движность кислороднотранспортной системы;
  • экономич­ность;
  • устойчивость (резистентность);
  • способность к реализации функционального потенциала.

Следует принимать во внимание, что степень оценки способностей и категоричность заключений о перспективно­сти юных спортсменов должны быть адекватны глубине диа­гностики данного раздела исследований, а также динамиче­ских наблюдений. При этом стратегия отбора по показателям функциональных возможностей во многом зависит от возрас­та обследуемого и целей (задач) отбора.

Следует принимать во внимание, что степень оценки способностей и категоричность заключений о перспективно­сти юных спортсменов должны быть адекватны глубине диа­гностики данного раздела исследований, а также динамиче­ских наблюдений. При этом стратегия отбора по показателям функциональных возможностей во многом зависит от возрас­та обследуемого и целей (задач) отбора.

У детей младшего (дошкольного и школьного) возрас­та вполне достаточно установления отсутствия врачебно-медицинских противопоказаний со стороны здоровья. Чем мень­ше возраст детей и опыт спортивной (двигательной) деятель­ности, тем проще методы оценки функциональных возможно­стей.

Высокую информативность несут показатели реакции систем кровообращения на физическую нагрузку. Вполне до­статочно использовать показатели ЧСС и АД, их динамику в процессе восстановления. Дополнительной информацией у детей служат показатели экскурсии грудной клетки (ее по­движность), сила вдоха и выдоха (данные пневмотахометрии), ЖЕЛ, задержки дыхания на вдохе и выдохе.

У детей из разных видов спорта выявлена тесная взаимосвязь между спортивны­ми показателями, задержкой дыхания, показателями вестибу­лярной устойчивости и психической выносливости (в нашем случае определяемая по способности ребенка к удержанию максимального темпа движения в теппинг-тесте).

В процессе занятий спортом на оценку потенциала развития функциональных возможностей юного спортсмена существенно влияют сроки и темп биологического развития. Существенные индивидуальные различия темпа и ритма поло­вого созревания, особенно в препубертатной фазе развития, снижают достоверность оценки функционального потенциала систем энергообеспечения.

Методом классификации объектов выявили типы реак­ции у детей 11-12 лет на тренировочные нагрузки разной интенсисивности.

Во-первых, выявлено было неблагоприятное влияние стажа на тип реакции, свидетельствующее о симптомах пере­напряжения. Во-вторых, выявляется множество типов реак­ции на нагрузку, причем в препубертатном периоде одни и те же спортсмены в довольно коротком отрезке времени соответ­ствуют разным состояниям. Кроме того, следует учитывать гот факт, что в возрасте вытяжения тела в длину у подростков установлена стабильная связь между интенсивностью роста и реакцией ССС на нагрузку высокой интенсивности.

Послед­ний факт необходимо учитывать особенно в видах спорта, ориентированных на отбор детей и подростков предпочти­тельно высокого роста. Наши динамические наблюдения в ви­дах спорта на выносливость в спортивных играх у детей в диапазоне 11-14 лет указывают на четкую тенденцию к отсеву в первую очередь высокорослых детей в возрасте 12-13 лет.

Поэтому в этот период пубертатного развития необходим контроль за индивидуальной реакцией со стороны системы кровообращения и в целом динамики адаптационных возмож­ностей по показателям переносимости нагрузки. Сказанное выше не означает, что в этом возрасте нельзя осуществлять прогноз спортивной успешности по физиологическим показа­телям. Но, в первую очередь, необходимо учитывать морфоло­гические параметры сердца, функциональные возможности кислородтноранспортной системы, скорость восстановления, устойчивость физиологических функциональных параметров.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: