Термин «функциональные возможности» в спорте, как правило, относится к критериям общей и специальной работоспособности, хотя, в действительности, он неимоверно шире. В отборе, говоря о функциональных возможностях, имеют п виду прежде всего возможности механизмов энергообеспечения, состояние кислороднотранспортной системы, резервные возможности систем гомеостаза.
Действительно, этот раздел исследований индивидуальных возможностей спортсмена крайне важен, поскольку в современных условиях развития спорта, в том числе и методики спортивной подготовки, чрезвычайно возросла роль фактора работоспособности и биологической надежности.
Система жизнеобеспечения у человека сложна и имеет мощные резервы развития в онтогенезе путем формирования многообразных механизмов адаптации к воздействиям внешней среды.
Поэтому в процессе отбора основное внимание уделяется:
- морфофункциональному состоянию систем шергообеспечения (сердцу, сосудам, аппарату внешнего дыхания); выявляют соответствие их требуемому уровню развития;
- тип адаптации к тренировочным (соревновательным) воздействиям, характер реакций.
В процессе многолетней тренировки развитие выносливости спортсмена во многом определяет его перспективность. Выносливость спортсмена определяется индивидуальной напряженностью процессов метаболизма, газообмена, внешнего дыхания, циркуляции крови, сдвигов внутренней среды организма, энергообеспечения в целом. В. С. Мищенко с сотрудниками (1988) предлагает в процессе отбора выделять самостоятельные компоненты процессов энергообеспечения, которые обуславливают индивидуальные различия в формировании функционального потенциала физической работоспособности спортсмена.
К ним относят:
- мощность аэробного и анаэробного механизмов энергообеспечения;
- подвижность кислороднотранспортной системы;
- экономичность;
- устойчивость (резистентность);
- способность к реализации функционального потенциала.
Следует принимать во внимание, что степень оценки способностей и категоричность заключений о перспективности юных спортсменов должны быть адекватны глубине диагностики данного раздела исследований, а также динамических наблюдений. При этом стратегия отбора по показателям функциональных возможностей во многом зависит от возраста обследуемого и целей (задач) отбора.
Следует принимать во внимание, что степень оценки способностей и категоричность заключений о перспективности юных спортсменов должны быть адекватны глубине диагностики данного раздела исследований, а также динамических наблюдений. При этом стратегия отбора по показателям функциональных возможностей во многом зависит от возраста обследуемого и целей (задач) отбора.
У детей младшего (дошкольного и школьного) возраста вполне достаточно установления отсутствия врачебно-медицинских противопоказаний со стороны здоровья. Чем меньше возраст детей и опыт спортивной (двигательной) деятельности, тем проще методы оценки функциональных возможностей.
Высокую информативность несут показатели реакции систем кровообращения на физическую нагрузку. Вполне достаточно использовать показатели ЧСС и АД, их динамику в процессе восстановления. Дополнительной информацией у детей служат показатели экскурсии грудной клетки (ее подвижность), сила вдоха и выдоха (данные пневмотахометрии), ЖЕЛ, задержки дыхания на вдохе и выдохе.
У детей из разных видов спорта выявлена тесная взаимосвязь между спортивными показателями, задержкой дыхания, показателями вестибулярной устойчивости и психической выносливости (в нашем случае определяемая по способности ребенка к удержанию максимального темпа движения в теппинг-тесте).
В процессе занятий спортом на оценку потенциала развития функциональных возможностей юного спортсмена существенно влияют сроки и темп биологического развития. Существенные индивидуальные различия темпа и ритма полового созревания, особенно в препубертатной фазе развития, снижают достоверность оценки функционального потенциала систем энергообеспечения.
Методом классификации объектов выявили типы реакции у детей 11-12 лет на тренировочные нагрузки разной интенсисивности.
Во-первых, выявлено было неблагоприятное влияние стажа на тип реакции, свидетельствующее о симптомах перенапряжения. Во-вторых, выявляется множество типов реакции на нагрузку, причем в препубертатном периоде одни и те же спортсмены в довольно коротком отрезке времени соответствуют разным состояниям. Кроме того, следует учитывать гот факт, что в возрасте вытяжения тела в длину у подростков установлена стабильная связь между интенсивностью роста и реакцией ССС на нагрузку высокой интенсивности.
Последний факт необходимо учитывать особенно в видах спорта, ориентированных на отбор детей и подростков предпочтительно высокого роста. Наши динамические наблюдения в видах спорта на выносливость в спортивных играх у детей в диапазоне 11-14 лет указывают на четкую тенденцию к отсеву в первую очередь высокорослых детей в возрасте 12-13 лет.
Поэтому в этот период пубертатного развития необходим контроль за индивидуальной реакцией со стороны системы кровообращения и в целом динамики адаптационных возможностей по показателям переносимости нагрузки. Сказанное выше не означает, что в этом возрасте нельзя осуществлять прогноз спортивной успешности по физиологическим показателям. Но, в первую очередь, необходимо учитывать морфологические параметры сердца, функциональные возможности кислородтноранспортной системы, скорость восстановления, устойчивость физиологических функциональных параметров.