Футболист I группы, приступивший к тренировкам перед началом сезона, начал жаловаться на двусторонние боли в голенях. Впервые указанные симптомы возникли предыдущей весной, когда пациент участвовал в соревнованиях по прыжкам в длину и высоту на асфальтовом покрытии.
В дальнейшем боли исчезли, но появились вновь при повышении нагрузки во время подготовки к футбольному сезону. Боли усиливались при нагрузках весом тела и уменьшались в покое. При этом справа симптомы были выражены сильнее,чем слева.
Обследование и оценка состояния
Сертифицированный спортивный тренер, проводя физикальное обследование, обнаружил ступенеобразную деформацию и локальную припухлость от середины до дистальной трети обеих большеберцовых костей. При пальпации локальная болезненность была более выражена справа.
Также на правой ноге была выше температура кожи в области деформации. У пациента наблюдалась анталгическая походка с заметным прихрамыванием на правую ногу. Сила и объем движений в обоих голеностопных и коленных суставах были в пределах нормы.
Врач-ортопед команды назначил рентгенографию обеих большеберцовых костей в переднезадней и боковой проекциях, на которой были выявлены переломы кортикального слоя передней поверхности от середины до дистальной трети обеих костей. На рис. 1 и 2 видно затемнение, свидетельствующее о повреждении кортикального слоя, более выраженном справа.
Первоначальное лечение
Левую ногу спортсмена поместили в подвесную конструкцию «Aircast Air-Stirrup» (компания «Aircast», Саммит, шт. Нью-Йорк), а правую — в «Air-Stirrup» и ортопедический сапог «High Tide walker» (компания «dj Orthopedics, Inc.», Виста, шт. Калифорния). Ему были запрещены любые физические нагрузки и назначено лечение костным стимулятором «Exogen 2000» (Мемфис, шт. Теннесси) по 20 мин. однократно в сутки на обе ноги. Через неделю болей при нагрузке не наблюдалось. Спортсмен был допущен к тренировкам в полном объеме с продолжением терапии костным стимулятором.
Стрессовые переломы составляют почти 10% всех спортивных травм. Чаще всего наблюдаются переломы костей нижних конечностей, несущих вес тела, а у спортсменов — переломы диафиза большеберцовой кости. Особенно трудноизлечимы переломы кортикального слоя передней поверхности большеберцовой кости, т. к. они не поддаются консервативной терапии и часто переходят в полные переломы.
Лечение иммобилизацией требует длительного времени для заживления. Для спортсменов с ограниченной продолжительностью профессиональной активности (как в описываемом случае) оптимальным методом лечения является динамический интрамедуллярный остеосинтез металлическим штифтом.
Через две с половиной недели после начала футбольного сезона у пациента снова появились боли в области правой большеберцовой кости. При трехфазном сканировании было обнаружено повышение накопления в кортикальном слое передних поверхностей обеих большеберцовых костей, более выраженное справа.
Исходя из данных обследования и учитывая то, что спортсмен участвовал только в 20% игр команды, а консервативное лечение оказалось неэффективным, было принято решение провести интрамедуллярный остеосинтез правой большеберцовой кости металлическим штифтом.
Хирургическое вмешательсьво
Для выделения проксимальной части большеберцовой кости были сделаны два разреза по краям связки надколенника: один длиной 3 см и другой—чуть меньше. Было просверлено исходное отверстие и сквозь него через место перелома в дистальном направлении введен проволочный проводник до метафиза кости.
Отверстие расширили с помощью сверла диаметром 12,5 мм и через него ввели в костномозговой канал металлический штифт размерами 340 х 10 мм через место перелома в дистальном направлении. После верификации положения штифта был установлен проксимальный запирающий винт. В связи с тем, что перелом был в достаточной степени стабилизирован, дистальный запирающий винт не потребовался.
Реабилитация
После операции спортсмену было назначено применение криоманжеты «Cryo-Cuff» (компания «Aircast») И рекомендованы покой, возвышенное положение ноги и регулирование нагрузок с использованием костылей при необходимости. Поскольку для установки штифта в большеберцовую кость потребовалось вскрывать коленный сустав, было решено проводить такую же реабилитацию, как после артроскопии коленного сустава.
После операции в полости коленного сустава наблюдалось значительное количество выпота, атрофия и нарушение функции четырехглавой мышцы бедра, а также заметная хромота. Объем движений в коленном суставе по сравнению с другой ногой уменьшился на 39° при сгибании и на 4° при разгибании.
Отдаленной целью реабилитации было возвращение пациента к полноценным занятиям спортом к зимнему сезону (т. е. приблизительно через 3,5 месяца после операции). Задачи реабилитации на 1 и 2 неделях были следующими: предотвратить развитие контрактуры и поражения бедренно-надколенникового сустава, уменьшить отек коленного сустава, повысить активность четырехглавой мышцы бедра и увеличить ее объем, повысить силу мышц бедра и голени; а также постепенно увеличивать нагрузку до способности поддерживать вес тела.
Ежедневное лечение начиналось с 20-минутной компрессии в охлаждающем «ботинке» с последующим массажем лодыжки с помощью накачанной воздухом резиновой манжеты в течение 10 мин. для уменьшения отека. Для снижения тугоподвижности в бедренно-надколенниковом суставе проводилась мобилизация надколенника.
Для тренировки сгибания в коленном суставе производили активное скольжение пяткой в положении сидя, а для восстановления разгибания до 0° применяли вытягивающую планку с ремнями (10 мин) и предельное разгибание колена с помощью резиновой манжеты (от 5 повторений до развития усталости). Чтобы повысить активность четырехглавой мышцы бедра и увеличить ее объем, применяли 15-минутные сеансы элект- ромиостимуляции (10 сек вкл., 10 сек выкл.).
В реабилитационный комплекс была включена тренировка походки, способствующая устранению хромоты. По мере улучшения состояния пациента начали вводить упражнения для повышения силы мышц нижних конечностей. Упражнения для повышения силы мышц бедра включали работу на тренажере (от 2 до 15 повторений во всех направлениях), приседания с зажатым между коленями медицинским мячом (от 3 до 15 сек) и аналогичные приседания у стены (от 5 до 30 сек).
Укрепление подколенного сухожилия осуществляли с помощью сгибательного тренажера (от 3 до 15 повторений), а повышение силы четырехглавой мышцы — с помощью спуска по лестнице с контролируемой малой шаговой дугой 0-30° (от 5 до 25 повторений) и предельного разгибания колена (от 5 повторений до развития усталости).
Икроножные мышцы укрепляли с помощью велотренажера со ступенчатой регулировкой (от 3 до 20 повторений) и вибрирующей платформы (от 3 до 20 повторений). Поддержание равновесия спортсмен осуществлял, стоя босиком на подушке из пенопласта (от 5 до 30 сек).
Каждый сеанс лечения завершался 20-минутной компрессией в охлаждающем «ботинке». К концу 2-й недели объем движений в коленном суставе восстановился полностью, отек значительно уменьшился, повысилась активность четырехглавой мышцы бедра и подвижность надколенника, а также полностью восстановилась способность поддерживать вес тела.
Через 3 недели после операции пациенту сняли швы и разрешили снова использовать костный стимулятор для обеих ног и проводить глубокий массаж послеоперационного рубца. На этом этапе целями реабилитации было укрепление мышц нижней половины тела, восстановление нормального объема четырехглавой мышцы бедра и выполнение функциональных упражнений не менее пяти раз в неделю. В этот период спортсмен поочередно выполнял два протокола реабилитации.
Первый начинался с 25-минутной разминки и включал бег, кручение педалей велосипеда в обратную сторону, «шарканье», ускорение/замедление и упражнения, специфичные для его спортивной специализации. Затем пациент выполнял комплекс из четырех упражнений (30 сек активности, 30 сек отдыха): «скручивание» подколенного сухожилия на одной ноге, сгибание бедра на четырехнаправленном станке, приседания на одной ноге с малой шаговой дугой на подушке из пенопласта и подъемы голеней на вибрирующей платформе.
Второй протокол начинался с ходьбы по лестнице (от 10 мин до 14 мин на 6 неделе), после чего спортсмен выполнял жим на одной ноге (от 5 до 10 повторений), выпады с гантелями (восемь шагов вперед и назад [—72 фута] в спортзале), подтягивания ног, сидя на стуле для укрепления подколенных сухожилий (пять шагов [-150 футов] вокруг участка спортзала), ходьбу боком с резиновой манжетой (пять шагов от центра спортзала к стене и обратно), подъем голеней при ходьбе (от 5 до 20 повторений) и приседания на одной ноге на батуте (от 4 до 25 повторений).
На этом этапе пациент достиг значительного улучшения без рецидивов болезни. Объем бедер на обеих ногах был практически одинаков, почти сравнялась сила обеих четырехглавых мышц бедра и подколенных сухожилий. На 5 неделе отменили прикладывание льда после нагрузки и стали использовать непрерывный ультразвук и массаж подколенной жировой подушки для регресса рубцовой ткани.
Через шесть недель после операции на рентгенографии правой большеберцовой кости было отмечено хорошее развитие костной мозоли и успешное заживление перелома. Врач-ортопед команды предложил включить в тренировку приседания и упражнения на вытяжение. Силу четырехглавых мышц бедра и подколенных сухожилий измеряли с помощью изокинетического динамометра. Она была практически одинакова на обеих ногах при 60°/с и пропорциональна весу тела.
Учитывая значительное улучшение, мы решили сократить время тренировок до 3 дней в неделю: 2 дня спортсмен выполнял 30-минутный комплекс упражнений для укрепления сердечнососудистой системы и 1 день — изокинетические упражнения с применением изокинетического динамометра. В свободные от тренировок дни пациент тренировался, чтобы снизить вес, избегая высокоинтенсивных нагрузок. Также он продолжал использовать стимулятор роста кости.
Через 3 месяца после операции на рентгенографии обеих нижних конечностей было отмечено значительное улучшение. Спортсмен начал участвовать в беговых тренировках своей команды и вернулся к прежнему объему нагрузок через 4 месяца после операции. Через 6 месяцев после операции какие- либо жалобы отсутствовали.
Обсуждения
Первым переломы кортикального слоя передней поверхности большеберцовой кости у 5 балетных танцовщиков описал Берроуз (Burrows) в 1956 г. В отличие от стрессовых переломов заднемедиальных отделов, стрессовые переломы передней поверхности большеберцовой кости наблюдаются на стороне растяжения в области с наименьшим объемом мягких тканей и относительно бедным кровоснабжением. Обычно они долго заживают, часто переходят в полные переломы и нередко требуют хирургического вмешательства.
Консервативное лечение стрессовых переломов переднего кортикального слоя большеберцовой кости требует значительного времени. Реттиг (Rettig) и сотр. обследовали 8 спортсменов с данными травмами. В одном случае наблюдался переход в полный перелом. У остальных 7 пациентов консервативная терапия иммобилизацией и электростимуляцией продолжалась в среднем 8,7 месяцев. От начала болезни до полного возвращения в спорт прошло в среднем 12,5 месяцев.
Мы также рекомендуем в начале проводить консервативное лечение иммобилизацией и электростимуляцией в течение 3-6 месяцев и только потом рассматривать вопрос о хирургическом вмешательстве. В данном случае преимущество хирургического лечения позволило пациенту полностью вернуться в спорт через 4 месяца после операции.
Другие исследователи полагают, что при данном типе переломов оперативное лечение является методом выбора, позволяющим сократить время выздоровления. Чанг (Chang) и сотр. изучили истории болезни 6 военных, которым был проведен интрамедуллярный остеосинтез металлическим штифтом в связи с хроническими стрессовыми переломами переднего кортикального слоя средней части большеберцовой кости.
Один пациент оставил службу и стал недоступен для дальнейшего наблюдения. Всем участникам исследования до операции проводили консервативное лечение в течение 1 года и больше. После операции у двух из них были отмечены превосходные результаты (полное исчезновение симптомов и способность неограниченно участвовать в беговых видах спорта). У остальных 3 участников наблюдались хорошие результаты — эпизодические незначительные боли при сильных нагрузках и некоторое ограничение при беге.
Брукнер (Brukner) и сотр. сообщали о пациенте с двусторонними стрессовыми переломами. Одному из них был выполнен интрамедуллярный остеосинтез металлическим штифтом и через 5 месяцев после операции отмечено полное выздоровление, тогда как у другого спортсмена, лечившегося консервативно, симптомы сохранялись больше года. Гардинер (Gardiner) и сотр. наблюдали пациентку с двусторонними передними стрессовыми переломами большеберцовых костей, которой был выполнен двусторонний интрамедуллярный остеосинтез. Через 4 недели после операции болей и чувствительности при пальпации не отмечалось, а через 6 месяцев линия перелома не выявлялась на рентгенограмме, и спортсменка смогла вернуться к занятиям спортом без ограничений.
Заключение
Стрессовые переломы переднего кортикального слоя большеберцовой кости редко встречаются и трудноизлечимы. В большинстве случаев их лечат консервативно, что требует длительного времени для заживления. Хирургическое лечение с интрамедуллярным остеосинтезом металлическим штифтом дает спортсмену возможность вернуться в спорт раньше и менее болезненно. В описанном случае интрамедуллярный остеосинтез привел к полному выздоровлению пациента и позволил ему возобновить тренировки через 4 месяца после операции.
Джон Келли (John Kelly) — помощник спортивного тренера футбольной команды Университета Маршалла. Окончил Университет Кентукки,
Даррен Джонсон (Darren Johnson) — профессор и заведующий отделением ортопедической хирургии в Университете Кентукки, а также директор программы подготовки по спортивной медицине. Также является врачом футбольной команды университета.
Тим Уль (Tim Uhl) — доцент кафедры спортивной подготовки в Колледже здравоохранения Университета Кентукки.
Джеймс Мадалено (James Madaleno) — главный спортивный тренер футбольной команды Университета Кентукки.
Росс Блэкпорт(Яов8 Blackport) — помощник спортивного тренера футбольной команды Университета Кентукки.