Лыжный спорт в России начал развиваться в конце прошлого столетия. Отставание развития лыжного спорта по сравнению со странами Скандинавии было связано с пренебрежительным отношением царского правительства к физическому воспитанию народа. Царское правительство поощряло создание только буржуазных спортивных и гимнастических клубов, куда доступ широким слоям населения был закрыт.
Рабочие спортивные кружки и команды, которые возникали на окраинах промышленных центров, не допускались к официальным соревнованиям, им запрещалось пользоваться спортивными площадками. Поэтому в конце прошлого века занятия лыжами имели больше развлекательный характер, любители лыжного спорта совершали прогулки, но круг любителей лыж был весьма ограниченным.
Первые соревнования по лыжному спорту были проведены в нашей стране 13 февраля 1894 г. Петербургским кружком любителей спорта. Победителем на дистанции 'Д версты, которая была проложена по льду Невы, с результатом 1 м 35 с вышел А. Деревицкий. На следующий год на той же дистанции, на том же месте победил Г1. Москвин (1 м 13 с), а у женщин Т. Юрьева (1 м 57,5 с). В Москве зимой 1895 г на Ходынском поле любители лыжного спорта — члены Московского клуба велосипедистов —провели соревнования на 1 и 3 км. В соревнованиях приняло участие всего 9 человек.
Царское правительство с целью отвлечения трудящихся ог революционной борьбы разрешило организацию спортивных клубов и обществ. 3 марта 1895 г. был утвержден устав первого в России Московского клуба лыжников (МКЛ). В первый год он насчитывал всего 36 членов. Клуб стал организатором и пропагандистом лыжного спорта в Москве и других городах. Были учреждены призы за победы в соревнованиях и за наибольшее количество верст, пройденных в сезон на лыжах. Клубом были проведены и первые официальные соревнования на звание лучшего лыжника, которые состоялись 28 января 1896 г. на Ходынском поле на дистанции 3 версты. Через два года подобный клуб под названием Полярная звезда был организован и в Петербурге.
В 1901 г. в Москве создается еще один лыжный клуб — «Общество любителей лыжного спорта» (ОЛЛС). Его создание сыграло важную роль в развитии спорта в Москве, стало возможным проводить интересные соревнования между клубами.
В 1902 г. было проведено первое соревнование на звание лучшего лыжника Москвы на необычно длинную для того времени дистанцию — 25 верст (от Пушкино до Сокольников). По свидетельству современников, на этой дистанции победил М. Реммерт (МКЛ) с результатом 2 : 58.30. В последующие годы первенство Москвы разыгрывалось на той же дистанции. Наиболее успешно выступал А. Лебедев, который трижды (1907, 1908 и 1909 гг.) становился чемпионом Москвы. С 1903 г. в соревнованиях стали принимать участие женщины.
Однако заниматься лыжным спортом в России могли далеко не все желающие. Вход в лыжные клубы широким массам трудящихся был практически закрыт, так как для занятий необходимо было приобрести дорогостоящий лыжный инвентарь, заплатить значительную сумму денег при вступлении в клуб и представить рекомендации трех действительных членов клуба.
Несмотря на то что в последующие годы было создано еще несколько лыжных клубов в Москве, Петербурге, Туле, Рязани, Костроме, Ярославле, Смоленске и других городах, лыжный спорт в эти годы не получил широкого распространения. Хотя под давлением общественного мнения царское правительство провело частичную, так называемую демократизацию клубов, рост членов клубов шел за счет членов-посетителей и учащихся, не имеющих права голоса. Предоставленные учащимся некоторые льготы при пользовании инвентарем в клубах для взрослых не привели к значительному распространению лыжного спорта среди подростков и учащейся молодежи.
По имеющимся данным, в Москве за весь зимний сезон 1907 г. в лыжных вылазках участвовало только 37 (!) учеников.
7 февраля 1910 г. в Москве состоялись первые соревнования на первенство России на дистанции 30 км. Кроме представителей московских клубов, в соревнованиях участвовали лыжники Петербурга и Новгорода. Победу с результатом 2 : 26.47 одержал П. Бычков. В тот же день была проведена и гонка для мальчиков на 1 версту, победителем вышел Градов (ОЛЛС) (6 м 7 с). П. Бычков выгодно отличался от других лыжников техникой ходьбы на лыжах, особенно он хорошо владел «русским ходом» (попеременным двухшажным, по современной терминологии). Он же стал чемпионом и в 1911 г.
Важную роль в развитии лыжного спорта в России сыграла Московская лига лыжебежцев (1910 г), объединявшая 10 клубов и приступившая к организации соревнований. Так, в течение зимнего сезона 1909/10 г. в Москве состоялось уже 18 межклубных соревнований, а на первенстве Москвы стартовали 21 человек — это большое по тем временам число участников. Большой популярностью пользовались в то время ежегодные эстафеты вокруг Москвы, а с 1912 г. — гонка на 60 верст (Звенигород— Москва, «большая гонка»).
Несмотря па некоторое оживление, лыжным спорт в этот период не получил широкого распространения в России. По свидетельству М. Гостева (Ежегодник МКЛ, 1912), участника первого перехода Москва—Петербург, о массовом движении, т. е. о таком явлении, когда спорт становится делом чуть ли не всего народа, можно было мечтать только лишь в более или менее отдаленном будущем. Анкета, разосланная в 1909 г. при учреждении Всероссийского союза лыжебежцев в различные города и края, где только можно было подозревать о наличии занимающихся лыжным спортом, показала, что «лыжебежный спорт» в России находится еще только в зачатке.
Вместе с тем в то время (1900—1909 гг.) уже появилась различная литература, в которой излагались вопросы техники передвижения на лыжах, обучения и оборудования. Эти издания в основном имели своей целью популяризацию лыжного спорта среди населения. С накоплением опыта в последующие годы (1910—1912 гг.) появились более значительные работы, в которых уже давались первые методические советы по тренировке, представляющие определенный интерес, особенно для начинающих. В этих работах нашла отражение односторонняя направленность на преимущественное развитие выносливости, что характерно для тренировки гонщиков дореволюционного периода.
Соревнования в России проводились только по равнинной местности. Лыжники пользовались длинными (до 3—3,5 м) лыжами, палками в рост человека и выше. Крепления и обувь (пьексы, с загнутыми носками) применялись мягкие. В основном лыжный инвентарь завозился из Финляндии и Швеции — это гоночные узкие лыжи типа «Идеал» и «Хааповеси», в России лыжный инвентарь в массовом порядке не производился. Лыжные мази начали применяться только с 1913 г.
Все это определило и технику передвижения — спортсмены применяли только «русский ход» — прототип современного попеременного двух- шажного. С одновременными ходами лыжники познакомились лишь в 1913 г. на международных соревнованиях — Северных играх, проходивших в Швеции в г. Дьюрегольме. На эти соревнования выезжали лучшие лыжники П. Бычков и А. Немухин, однако первое выступление русских лыжников за рубежом было неудачным.
В те годы Москва была по существу центром развития лыжных гонок. В сезоне 1912 г. на старт различных соревнований вышли 571 лыжник, а в 1913 г. уже было 700. 1913 год характеризуется не только увеличением количества участников, но и ростом спортивных результатов. Так, на первенстве России 13 февраля 1913 г. в гонке на 30 км известный 19-летний лыжник Н. М. Васильев показал результат 2: 17.04.
В школах царской России физическое воспитание не входило в учебные планы и программы, но передовые педагоги и врачи понимали необходимость занятий лыжным спортом. Так, В. В. Гориневский в 1913 г. писал, что лыжный спорт прекрасен п его необходимо культивировать в школе, потому что этот способ передвижения имеет много преимуществ и в нем заключается так много образовательных элементов воспитания, что он по существу восстанавливающий, т. е. принадлежит к гигиеническим упражнениям тела. Рекомендации врачей и педагогов оставались в царской России без внимания.
В последующие годы наметился некоторый сдвиг в развитии лыжного спорта среди учащихся. Соревнования школьников Москвы в 1916 г. показали рост спортивных результатов юных лыжников. Улучшение спортивной подготовленности учащихся показали и соревнования, проведенные в 1917 г. в Нижнем Новгороде. Но в дореволюционной России лыжный спорт среди молодежи широкого распространения не получил.
Значительным событием в истории лыжного спорта, положившим начало дальним переходам русских и советских лыжников, явился переход из Москвы в Петербург, который совершили в сезон 1911/12 г. известные московские лыжники А. Елизаров, М. Гостев, И. Захаров и А. Немухин. В трудных условиях они преодолели 680 км за 12 суток 6 ч 22 мин. Помимо этого, в дореволюционной России было совершено еще несколько лыжных переходов. Заслуживает внимания переход команды лыжников (67 человек) Измайловского полка, которая прошла на лыжах за 20 суток около 1000 км.
Горнолыжный спорт стал развиваться в России еще позднее, после того как общество «Полярная звезда» в 1906 г. в Парголово (под Петербургом) построило первый трамплин, с которого можно было совершать прыжки на лыжах на 8—10 м. В 1909 и 1912 гг. в Юкках (также под Петербургом) были построены 2 трамплина с длиной прыжка до 20 м. В Москве на Воробьевых горах тоже сооружались трамплины. Кроме того, здесь впервые были проведены соревнования по лыжным гонкам по пересеченной местности.
Царское правительство не проявляло никакой заботы о развитии спорта вообще, в том числе лыжного. В условиях политического и экономического гнета самодержавия не могло быть и речи о массовом развитии лыжного спорта. Любители лыжного спорта прилагали много сил к широкому распространению любимого вида, но это были усилия одиночек, которые в условиях нехватки инвентаря, спортивных баз могли лишь только мечтать об этом.