Детский организм характеризуется определенными морфологическими и физиологическими особенностями и своеобразной способностью реагировать на внешние воздействия. Детям присуща большая подвижность, однако координация движений у них еще несовершенна, что приводит к неэкономичной затрате сил при выполнении упражнений.
Поэтому длительность и интенсивность упражнений, рекомендуемых для этого возраста, должны быть таковы, чтобы они способствовали развитию физических качеств, в первую очередь двигательных. С первых занятий юных спортсменов надо учить выполнять упражнения ритмично, в быстром темпе, вырабатывать у них способность ориентироваться в пространстве.
Занимаясь с детьми 10—12 лет, особенно важно не упустить ни одной, казалось бы, мелочи, которая может повысить эффективность тренировочного занятия.
В первую очередь надо с большим вниманием отнестись к выбору и подготовке места занятий. Оно должно быть хорошо защищено от ветра, лыжня должна быть гладкой (без ям, рытвин, бугров, впадин) и хорошо укатанной.
Тренер обязан помнить, что слишком большие по длительности или интенсивности нагрузки, резкий переход от легких упражнений к трудным может привести к травмам. Нельзя, например, разрешать детям спускаться с горы на лыжах или на самокате, предварительно не отработав подготовительные упражнения на равнине и на отдельных отрезках дистанции.