Процесс воспитания, как правило, обусловлен желанием педагога получить конечный результат. Ради него, собственно, и разрабатываются теории, системы и технологии в педагогической науке.
Таким образом, цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает своеобразным мотивом такой деятельности.
Идеальная цель воспитания. С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался. И действительно, оказывалось, что он способен к таким высшим достижениям, только одному удавалось одно, а другому — другое.
Эволюционно идеальная цель воспитания достаточно хорошо просматривается в национальном фольклоре: сказках, поговорках, былинах, песнях и т.д., где воспевался образ разностороннего, умного, трудолюбивого, красивого, сильного, веселого и доброго человека.
Позже идеальная цель воспитания всесторонне развитой гармоничной личности — идеал, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить, была сформулирована К. Марксом в «Коммунистическом манифесте».
Однако история развития человеческого общества и изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-первых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого человека своя наследственность, предрасположенность к восприятию окружающего мира, а все стороны развития его личности вообще невозможно даже перечислить, не говоря уже о их развитии и т.д.), во-вторых, социально-политические условия каждого общества, безусловно, оказывая влияние на условия развития личности человека, не могут обеспечить его разностороннего развития.
Значит, цель — «воспитание всесторонне развитой личности» является, по сути, идеальной, т. е. нереальной целью воспитания.
В воспитании детей дошкольного возраста необходимо создавать условия, в которых бы ребенок мог пробовать себя в разных на правлениях. Задача педагога — внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростка того, что характерно и ценно именно для этого малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.