Достижением старшего дошкольного возраста является развитие у ребенка разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой и др. Начинает активно развиваться и учебная деятельность. Однако ведущей деятельностью все же остается игра, которая стала гораздо разнообразнее по сюжету, по ролям.
Теперь она значительно длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, что ему читали, что он услышал от сверстников и взрослых. Игра в наибольшей степени удовлетворяет потребности дошкольников в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
В дошкольном возрасте качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. По мнению Л.С. Выготского, к пяти годам у ребенка происходит «интеллектуализация его чувств»: он становится способным к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
У него существенно изменяются отношения со сверстниками: появляется желание ценить общество друг друга, делиться мыслями и впечатлениями, в результате возникает дружба, чаще всего между однополыми детьми, гораздо реже между мальчиком и девочкой.
Однако, наряду с положительными проявлениями нередко встречаются ложь и недоброжелательность детей, связанные, как правило, с неправильным воспитанием и поведением взрослых, которым малыш подражает. Между тем, дошкольник по своей природе остается оптимистом, он открыт добру и способен следовать за ним, а его отдельные отрицательные проявления не носят неизменно устойчивой формы.
В характеристике ребенка дошкольного возраста выделяют развитие умственное, физическое, эстетическое, нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта, развитие деятельности как формы жизненной активности. Наблюдаемая динамика в каждом из направлений развития обеспечивает ребенку к шести-семи годам готовность к систематическому обучению в школе.