Как известно, двигательная деятельность лыжника осуществляется в естественных природных условиях-на лыжных трассах, проложенных на местности с различным по степени пересеченности рельефом.
В настоящее время известно свыше 50 наиболее распространенных среди лыжников разной квалификации способов передвижения на лыжах, в числе которых разновидности классических и коньковых лыжных ходов, многочисленные переходы с одного хода на другой, различные способы подъемов, спусков, преодоления неровностей, поворотов, торможений.
Выбор способа передвижения зависит прежде всего от многочисленных внешних природных факторов. Наиболее существенными для лыжников-гонщиков являются состояние снежного покрова, влияющее на условия скольжения, и параметры рельефа местности, по которой проложена лыжная трасса.
Условия скольжения и рельеф лыжных трасс изменяют структуру движений лыжника и ее важнейший показатель — скорость передвижения. При изменении состояния снежного покрова разница в скорости у одного и того же лыжника может достигать 20% и более.
Так, на последних в XX столетии ЗОИ (Нагано, 1998 г.) из-за погодных условий средняя соревновательная скорость на дистанции 5 км классическим стилем олимпийской чемпионки, Героя России Ларисы Лазутиной оказалась почти на 13% ниже скорости, с которой россиянка Ольга Данилова выиграла золотую медаль на дистанции, длина которой в три раза больше — 15 км, при том же классическом стиле (результаты победителей и скорость: 5 км — 17.37,9 и 4,72 м/с; 15 км -46.55,4 и 5,32 м/с).
А рельеф лыжных трасс внес такое же искажение в зависимость «скорость — время» в результаты соревнований мужчин свободным стилем, когда скорость победителя в марафоне норвежца Бьерна Дали была выше, чем у его соотечественника Томаса Альшгорда, поднявшегося на высшую ступеньку олимпийского пьедестала за победу на дистанции 15 км (результаты и скорость олимпийских чемпионов: 50 км — 2:05.08,2 и 6,65 м/с; 15 км — 39.13,7 и 6,37 м/с).
Условия скольжения охватывают два основных понятия: 1) качество скольжения лыж по снегу во время движения; 2) качество сцепления лыжи со снегом в классических ходах, когда при выполнении отталкивания ногой лыжа должна остановиться.
При скольжении лыжи по снегу возникает сила трения скольжения (динамическая сила трения), которая замедляет скольжение и тормозит продвижение лыжника.
Поэтому необходимо принимать меры к снижению силы трения скольжения путем повышения качества скользящего покрытия лыжи и использования соответствующих лыжных мазей и парафинов. Сила трения сцепления (статическая сила трения) обеспечивает остановку лыжи и дает возможность произвести отталкивание стоящей лыжей, что является обязательным условием полноценного толчка ногой в классических ходах.
Силы трения скольжения и сцепления характеризуются коэффициентами трения скольжения и сцепления. Лучшим условиям скольжения соответствуют меньшие значения коэффициента трения скольжения. И на всех этапах эволюции лыжного инвентаря модернизация лыж, лыжных мазей и парафинов нацелена прежде всего на снижение этого показателя.
Что касается сцепления лыж со снегом, то более надежным оно будет при более высоких показателях коэффициента трения сцепления, т.е. здесь существует прямая зависимость. Однако, устраняя проскальзывание (отдачу) лыж, важно не допустить чрезмерного тормозящего воздействия лыжных мазей, обеспечивающих сцепление.
Среди лыжников весьма распространена визуальная оценка качества скольжения. Для этого выбирают отлогий склон с хорошо накатанной лыжней, крутизной до 8% и длиной около 30 м, с плавным выкатом на равнинный участок. На вершине склона отмечают место старта, от которого мягким ступанием (без отталкивания) лыжник в стойке лыжника свободно скатывается со склона и скользит до полной остановки.
Чем большее расстояние пройдено при скольжении и дальше от старта произошла остановка, тем выше качество скольжения и меньше коэффициент трения скольжения. Для определения качества сцен ления этот же склон используют как подъем. И наибольшая вы сота подъема на склон ступающим шагом без опоры на палки будет соответствовать лучшему сцеплению и большему значению коэффициента трения сцепления.
При использовании классических ходов визуальную оценку ка чества скольжения и сцепления делают и на равнинном участке, проходя его по хорошо накатанной лыжне попеременным двух шажным ходом в полной координации движений со скоростью, близкой к соревновательной. Если сцепление достаточное, лыжи не проскальзывают. А лучшему скольжению будет соответствовать более высокая скорость.
Для более точной оценки качества скольжения на соревновательной скорости, соответствующей конкретным погодным условиям, «откатку» лыж осуществляют с применением фотоэле ментов и электронных секундомеров. Фотоэлементы с электронными секундомерами устанавливают на небольшом расстоянии друг от друга на выкате после горы разгона. Изменяя место старта на горе разгона и, следовательно, скорость движения на контрольном отрезке, корректируют качество скольжения на разных скоростях.
Чем меньше время прохождения контрольного отрезка, тем лучше скольжение. Процедуру тестирования и расчета коэффициентов трения скольжения и сцепления по этой и другим методикам можно найти в вышеуказанной в сноске литературе.
Все многообразие условий скольжения в различных погодных условиях при изменении структуры снежного покрова можно ориентировочно объединить в шесть наиболее выразительных, качественно различающихся между собой разновидностей, которые существенно изменяют двигательную деятельность лыжника:
- условия скольжения при обильном снегопаде и низкой плотности снежного покрова;
- условия скольжения в сильный мороз, температура воздуха ниже минус 15-20 градусов С;
- условия скольжения при выраженной оттепели, когда снег влажный (легко лепятся снежки) или мокрый (из снежка выдавливаются капельки воды), температура воздуха плюс 2-10°С и выше;
- оптимальные условия скольжения по сухому достаточно тинному снежному покрову, температура воздуха минус 3-12°С;
- неустойчивые условия скольжения по свежевыпавшему снегу, и температура воздуха около 0°С;
- условия скольжения в гололед, покрывающий лыжную трассу при резких заморозках после оттепели.
Наряду с условиями скольжения структура движений лыжника и ее важнейший показатель — скорость, составляющими которой являются длина и частота шагов, в еще большей степени зависят от рельефа лыжной трассы и длины проложенной на ней тренировочной или соревновательной дистанции. Например, на 5-километровой лыжной трассе могут быть проложены дистанции длиной 5,10, 15 и более километров. На разном рельефе скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах до 10-12 м/с и более на спусках.
В зависимости от соотношения на лыжных трассах подъемов разной длины и крутизны, равнинных участков и спусков трассы классифицируют на равнинные, слабопересеченные, пересеченные и сильнопересеченные.
Примерные характеристики каждой разновидности рельефа лыжной трассы представлены в табл. 5. Следует заметить, что до настоящего времени не найден универсальный критерий характеристики рельефа лыжных трасс. Приведенная классификация вполне удовлетворяет действующим правилам соревнований по лыжным гонкам на 2001 -2005 гг.
С ростом спортивно-квалификационного уровня подготовки лыжники постепенно переходят на более сложные по рельефу трассы. На всероссийских соревнования первой категории и на крупных международных соревнованиях, включая юниорские Первенства мира, Чемпионаты мира и зимние Олимпийские игры используют сильнопересеченные лыжные трассы.
Именно к работе на таком рельефе в итоге и надо вести многолетнюю подготовку лыжников-гонщиков, особенно на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Подготовка лыжных трасс для крупных соревнований включает, в частности, измерение длиннотно-высотно-угловых метрических параметров однородных по рельефу участков и построение по этим характеристикам профиля каждой соревновательной дистанции. Для оценки рельефа используют следующие метрические характеристики (в скобках даны условные обозначения, установленные правилами ФИС и Всероссийской федерации лыжных гонок):
- высота склона (Н) — расстояние по вертикали от основания до вершины конкретного склона (подъема или спуска);
- максимальный подъем (МС) — наибольший по высоте подъем на данной лыжной трассе/дистанции;
- перепад высоты (НД) — расстояние по вертикали между самой высокой и самой низкой точками на всей трассе/дистанции;
- сумма перепадов высот (ТС) — сумма высоты всех подъемов, имеющихся на трассе/дистанции;
- длина склона (L) — расстояние по горизонтали от основания до вершины каждого склона (подъема или спуска);
- средняя крутизна склона (Ра) — отношение высоты склона (Н, подъема или спуска) к его длине (L), по правилам соревнований она выражается в процентах:
Za = Н(м) / Цм) х 100%.
Наряду с общепринятыми международными характеристиками для более полной качественной оценки рельефа целесообразно использовать и такие показатели, как трудность и гармоничность трассы/дистанции.
Трудность (d) показывает среднюю высоту подъема лыжника на каждом километре трассы/дистанции. Ее находят из отношения суммы перепадов высот (ТС) к длине всей трассы/дистанции (S):
d = ТС(м) / S(km).
Этот показатель позволяет дать сравнительную оценку средней высоты подъема лыжника на каждом километре различных по длине дистанций.
Гармоничность трассы/дистанции (g) определяют отношениям суммы длины всех имеющихся на трассе подъемов (LLn) к сумме длины всех спусков (ZLcn):
g = ILn(M) /ELcn(M).
Этот показатель характеризует соотношение подъемов и спусков по их общей протяженности на конкретной дистанции. Гармоничность более 1 свидетельствует о том, что на этой дистанции длинные подъемы сочетаются с короткими спусками. При прочих равных условиях (длина дистанции, природные факторы) средняя соревновательная скорость на такой дистанции будет меньше, чем на дистанции с гармоничностью менее и, следовательно, с преобладанием общей протяженности спусков над общей длиной подъемов.
Базовой основой эффективного построения тренировки в избранном виде спорта являются глубокие знания специфики и особенностей соревновательной деятельности в этом виде и конкретной дисциплине. Для планомерной и целенаправленной двигательно-функциональной подготовки к высшим спортивным достижениям лыжникам-гонщикам необходимо учитывать прежде всего метрические и временные параметры соревновательной нагрузки на различных компонентах рельефа дистанций, проложенных на сильнопересеченной местности.
Рельеф современных классических лыжных дисциплин на самых крупных по масштабу и спортивной значимости соревнованиях имеет следующие реальные метрические характеристики:
- максимальная высота подъема находится в диапазоне от 45 до 67 м, составляя в среднем на всех классических дистанциях 60,6 м; на спусках этот же показатель варьируется от 40 до 80 м, имея среднее значение 72,5 м;
- перепад высоты изменяется от 57 до 113 м, в среднем по всем олимпийским дистанциям этот показатель находится на уровне 96,8 м;
- общая высота всех подъемов, или сумма перепадов высот, как известно, напрямую зависит от длины дистанции, минимальное значение на 5 км — 195 м, а максимальное в лыжном марафоне — 1749 м;
- средняя крутизна подъемов на всех дистанциях — 10,5%, а спусков — 9,9%; самые отлогие подъемы и спуски имеют крутизну 2,5% (по правилам соревнований эти участки относят к холмистому рельефу), а предельные по крутизне показатели достигают на подъемах 30% и на спусках 23,3%;
- общее количество неровностей изменяется, естественно, пропорционально длине дистанции; подъемов лыжники преодолевают oт 10 на 5-километровой дистанции до 87 в лыжном марафоне, в среднем на каждый километр приходится 1,8 подъема протяженностью от 50 до 550 м, а спусков на дистанциях чуть меньше — от 9 до 72 соответственно и в среднем на каждом километровом отрезков 1,75 спуска длиной от 50 до 950 м;
- общая длина всех подъемов по абсолютным показателям изменяется, конечно, соответственно длине дистанции и составляет 2,05 км на 5-километровой и 19,5 км на 50-километровой; наиболее информативно здесь относительное значение, которое находится в диапазоне от 41 до 31%, составляя в среднем 37,3% от длины дистанции, причем самые высокие относительные показатели замечены на коротких дистанциях-5 км у женщин и 10 км у мужчин;
- общая длина всех спусков имеет близкие к длине подъемов характеристики: абсолютные показатели — от 2 км на дистанции 5 км до 20,55 км в лыжном марафоне, среднее относительное значение — 37% от длины дистанции при размахе варьирования от 41,1 до 27,7%;
- протяженность равнинных участков значительно уступает общей длине других компонентов рельефа, занимая в среднем по всем дистанциям 25,7% их длины (за исключением 15-километ- ровой дистанции для мужчин, где на равнину приходилось 41,3%), абсолютные значения составляют от 0,95 км на 5-километровой дистанции до 9,95 км на дистанции 50 км;
- средний показатель гармоничности анализируемых олимпийских дисциплин — 1, что подтверждает примерно равную общую протяженность подъемов и спусков, диапазон изменений по дистанциям — от 1,12 до 0,95;
- на каждом километре соревновательной дистанции лыжники поднимаются в среднем на 38,15 м, наименьший показатель трудности — 35 м, наибольший — 41,9 м.
Главная специфическая особенность соревновательной деятельности лыжников-гонщиков на пересеченном рельефе состоит в том, что скорость на различных компонентах рельефа относительно близка к средней соревновательной только на участки» равнины, на подъемах она снижается до 4-2,5 м/с и менее, а на спусках может повышаться до 10 м/с и более.
Поэтому при не больших различиях в общей протяженности подъемов и спуском общее время работы на этих участках существенно различается Более того, степень напряжения организма изменяется в эти» условиях диаметрально противоположно скорости, достигая самых больших показателей чаще всего именно на подъемах (превышение над подъемами может быть только при ускорении со старта, обгоне и на финише).
А на спусках, особенно прямолинейных, без поворотов и при совершенном владении техникой спусков происходит заметное снижение мышечного напряжения, что создает уникальные условия для относительного отдыха и восстановления организма походу соревнований. Такое естественное уменьшение двигательной активности на спусках позволяет затем развить более высокую скорость прежде всего на подъемах, а также на равнинных участках соревновательной дистанции, что имеет наибольшую связь с итоговым спортивным результатом.
Поэтому для объективной и полноценной характеристики функционального обеспечения соревновательной деятельности лыжников-гонщиков на пересеченном рельефе наряду с метрическими крайне необходимы и наиболее информативны соответствующие им временные показатели продолжительности работы на различных участках рельефа.
Среднее время прохождения подъемов, спусков и равнинных участков на дистанциях 5,10, 15,30 и 50 км сильнейшими лыжниками на XVIII ЗОИ (Нагано, 1998) показано в табл. 7. На каждой дистанции его находили по теоретическим расчетам. Для этого определяли средний результат соревнований первых шести лыжников-олимпийцев и соответствующую ему среднюю соревновательную скорость (V=S/t, где S — длина дистанции, t — средний спортивный результат).
Затем, используя математическое выражение зависимости величины падения скорости с увеличением угла подъема, находили среднюю соревновательную скорость у первой шестерки олимпийцев на каждом подъеме соответствующей крутизны. Поданным из метрических характеристик рельефа о длине конкретного подъема и теоретически рассчитанной средней соревновательной скорости на нем находили время, затраченное на прохождение этого подъема и затем всех подъемом на каждой дистанции.
Аналогичный расчет был использован для определения времени работы на всех равнинных участках каждой дистанции.
Наконец, среднее время прохождения сильнейшими лыжниками мира всех спусков на конкретной дистанции получали по разнице между средним результатом соревнований первых шести участников и суммой времени, в среднем израсходованного ими на преодоление подъемов и участков равнины.
Такой способ расчета продолжительности работы на разных по рельефу отрезках соревновательных дистанций у мужчин и женщин позволил выявить следующие временные характеристики:
- на преодоление подъемов лыжники тратят более половины соревновательного времени — в среднем 52,8%, различия по дистанциям небольшие (коэффициент вариации — 5,3%);
- с учетом закономерностей в функциональном обеспечении мышечной деятельности разной интенсивности и длительности подъемы принято классифицировать на три вида: короткие, на преодоление которых в соревновательных условиях уходит до 30 с, средние — до 2 мин и длинные — более 2 мин; расход времени на преодоление коротких подъемов составляет в среднем 7,2%, средних — 34,7% и длинных — 10,9% от среднего результата соревнований;
- время работы на коротких и длинных подъемах по дистанциям может иметь существенные различия, в анализируемых олимпийских дисциплинах оно находилось в диапазоне от 5,5 до 12% на коротких подъемах и от 5,1 до 25,6% — на длинных;
- при относительно равной протяженности подъемов и спусков временные показатели продолжительности работы на этих участках рельефа разнятся более чем в 2 раза, на прохождение спусков лыжники тратят в среднем всего 23,9% от общего времени на соответствующей дистанции;
- примерно столько же времени, как и на спусках, расходуется в среднем на преодоление равнинных участков соревновательных дистанций — 23,3%;
- возможны значительные различия временных показателей работы на равнинных участках и спусках, которые полностью соответствуют разнице в их протяженности; в анализируемых олимпийских дисциплинах они имели место в соревнованиях мужчин ми дистанциях 15 и 50 км; в лыжной гонке на 15 км больше времени было потрачено на равнинные участки — 37,6% и значительно меньше — на спуски, всего 9,4%, а в лыжном марафоне наоборот общее время прохождения спусков поднялось до 31,5%, а на равнинные участки приходилось всего 18,1% от результата соревнований (вот причина вышеотмеченного у мужчин превышении скорости в марафоне над скоростью на дистанции 15 км в идиом и том же стиле).
Сравнительный анализ метрических и временных характеристик рельефа соревновательных дистанций для мужчин и женщин не выявил существенных различий в рельефе лыжных трасс по половой принадлежности участников. Такое положение полностью соответствует правилам соревнований, в которых не принятa дифференцировка профиля по этому признаку.
Таким образом, вследствие высокой вариативности метрических и временных параметров рельефа лыжной трассы, состояния снежного покрова, погодных факторов и двигательная, и функциональная деятельность лыжника в естественных природных условиях чрезвычайно динамична.
Наряду с приспособлением к весьма переменчивым внешним природным воздействиям биомеханические и биологические характеристики передвижения на лыжах существенно изменяются в процессе возрастного морфофункционального развития организма и в результате повышения спортивного мастерства. Поэтому как технику передвижения на лыжах, так и функциональное, прежде всего биоэнергетическое, обеспечение двигательной деятельности эффективнее раскрывать с учетом современных соревновательных требований к лыжникам мировой элиты.
В настоящее время нет сомневающихся в том, что именно энергетический потенциал спортсмена и экономичность его реализации являются основными лимитирующими факторами уровня спортивных достижений в лыжных гонках.
Общеизвестно, что любая двигательная деятельность человека требует затрат энергии и основной целью обмена веществ во время мышечной работы является энергообеспечение работающих мышц. Как во всех клетках, так и в мышечных волокнах единственным источником, донором энергии для мышечного сокращения является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Однако наличных запасов АТФ в мышце немного и уровень его почти не им меняется (снижение не превышает 5-10%).
Поэтому одновременно с расходованием в организме идет непрерывный процесс пополнения АТФ за счет энергии, высвобождаемой в результате биохимических реакций двух типов. Отсюда существование двух энергетических путей ресинтеза АТФ — с участием кислорода (аэробный) и бескислородный (анаэробный). Они и определяют энерготические возможности человека.
Причем мышечная активность заставляет функционировать различные метаболические механизмы, однако в зависимости от мощности работы за конкретный oтрезок времени преимущественный вклад вносит тот энергетический источник, который соответствует этому двигательному режиму. Долговременная адаптация спортсменов к конкретным физическим нагрузкам сопровождается специфическими изменения ми в системе энергообеспечения мышечной деятельности.
Изменения в других сопряженных системах организма будут производными по отношению к ней. В систему энергообеспечения входят в первую очередь механизмы, связанные с процессами мобилизации и утилизации основных энергетических субстратов, их регуляции.
Качество тренировочного процесса определяется прежде всего тем, насколько эффективно организм спортсмена сможет мобилизовать и использовать энергетические субстраты, насколько совершенно будет сформирована система регуляции этих процессов, насколько адекватны они избранной соревновательной деятельности.
Специфичная для лыжников-гонщиков сложность раскрытия комплекса метаболических источников, обеспечивающих соревновательную деятельность, обусловлена главным образом тем, что на пересеченном рельефе нарушается пропорциональность между скоростью движения и функциональной нагрузкой. При самых низких показателях скорости на подъемах и наивысших на спусках более мощные биоэнергетические режимы подключаются именно на подъемах, а менее мощные — на спусках.
В связи с этим для оценки соотношения биоэнергетических источников обеспечения мышечной деятельности на пересеченном рельефе целесообразно использовать не столько метрические, сколько временные параметры соревновательной нагрузки на различных по рельефу участках, ориентируясь прежде всего на время работы.
За более чем 100-летнюю историю развития современного Спорта благодаря совместным усилиям ученых и практиков методические основы циклической нагрузки претерпели существенные изменения. В частности, была доказана целесообразность деления нагрузки на несколько типов.
Наибольший вклад в разрешение этой ключевой для тренировочного процесса проблемы внесли американский ученый А.Е. Кенетти, лауреат Нобелевской премии английский физиолог А.В. Хилл и наш соотечественник B.C. Фарфель. В 1906 г. Кенетти впервые графически представил закономерную связь между скоростью в различных беговых дисциплинах и предельным временем ее поддержания.
В 1925 г. Хилл зависимость «скорость — время» перевел в логарифмическую систему координат. А на рубеже 30-40-х годов B.C. Фарфель обнаружил в кривой мировых рекордов 4 прямолинейных участка. Они были названы «зонами относительной мощности, каждая из которых получила наименование — максимальная, субмаксимальная, большая и умеренная.
В середине минувшего пека американский ученый Ф. Генри дополнил физиологическое обоснование деления нагрузки биохимическим во взаимосвязи с четырьмя основными биоэнергетическими процессами в организме человека. Фарфелевские зоны относительной мощности дополнили названием: анаэробная алактатная, анаэробная лактатная, анаэробно-аэробная и аэробная.
На исходе XX столетия на основе новейших достижений современной биохимии наш соотечественник М.Р. Смирнов в 80-е годы ввел термин «полный биоэнергетический спектр», а примерно через 10 лет построил полный биоэнергетический спектр метаболических источников, который впервые раскрывает энергетическое обеспечение всех характерных для человека вариантов мышечной деятельности — от состояния покоя и максимально возможного разового движения до непрерывной работы в течение нескольких суток.
Любой разновидности соответствует в основном один превалирующий режим энергообеспечения и несколько сопутствующих, мощность которых реализуется лишь частично.
Критерием режима, т.е. признаком, на основании которого выделяется тот или иной режим, служит подвергающееся превращению химическое вещество — основной биохимический субстрат анаэробного или аэробного ресинтеза АТФ. Иными словами, каждый биоэнергетический запрос организма имеет конкретное субстратное обеспечение cooтветствующих функций.
Всего в полном биоэнергетическом спектре М.Р. Смирном выделяет 17 режимов, из них 9 отнесены к основным энергетическим источникам и 8 — к промежуточным, или переходным. Kаждый биоэнергетический источник представлен двумя составляющими: мощностной (скорость нагрузки) и емкостной (предельная продолжительность удержания этой нагрузки). Они расположены в строго определенной последовательности, и переход в порядке убывания от вышестоящего источника к менее мот ному взаимосвязан с изменением временных и метрически» параметров мышечной деятельности, что проявляется в закономерном снижении скорости с увеличением длины дистанции.
Такое дробление традиционных 4-зонных механизмов энергообеспечения является существенным резервом реального повышения эффективности тренировочного процесса, т.к. тренер практик имеет полную ясность относительно того, в какой биоэнергетической зоне функционирует организм спортсмена при выполнении конкретной физической нагрузки.