Мнения об относительной роли генетических и средовых влияний на моторную асимметрию различны.
Часть исследователей считает функциональную асимметрию признаком, который в основном контролируется генетически. Считают, что большая часть людей имеет доминантный ген, определяющий праворукость, а при его отсутствии возможна леворукость, причем действие рецессивного гена леворукости будет зависеть от случайных внешних факторов (Annett М., 1960,1970).
По другой точке зрения (Levi J., Nagulaki Т.А., 1972), доминирование руки является функцией двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее положение центра речи. Доминантный вариант (аллель) этого гена детерминирует локализацию центра речи в левом полушарии, а рецессивный ген определяет его положение в правом полушарии. Второй ген определяет лишь, какой рукой будет управлять речевое полушарие — на своей стороне или противоположной.
Эти представления объясняют таким образом, что ген, контролирующий леворукость, обладает неполной возможностью проявления (пенетрантностью) в последующих поколениях.
Частота леворукости в различных популяциях колеблется от 1 до 10%. У близнецов левшей в два раза больше, чем в среднем по популяции. Особенно много левшей среди аборигенов Австралии и Южной Америки — до 26% и более (Огнев Б. В., 1955,1962). Имеются данные, что частота встречаемости левшей не изменялась со времен неолита до наших дней (Raymond М. et al., 1996). В Европе насчитывают около 4-5% левшей-мужчин и примерно 2-2,5% левшей-женщин.