sport-in » Статьи » Полезная информация » Начальный отбор и спортивная ориентация

Начальный отбор и спортивная ориентация

0 478 24-08-2020 10:21

Начальный отбор и спортивная ориентацияОсознанный и стихийный, неуправляемый и организо­ванный спортивный отбор существует всегда. Однако эффективным отбор может быть лишь в случае, если его методиче­ское решение базируется на знании первичного и вторичного в процессе становления спортивного мастерства, причинно- следственных их взаимоотношениях.

На этапе освоения двигательных навыков и начальной спортивной подготовки, опытный преподаватель, тренер или инструктор, зная требования различных видов спорта и оцени­вая данные ребенка, всегда сочетает интересы начального от­бора и спортивной ориентации одновременно. В настоящее время, когда начальные занятия детей спортом переводят на самоокупаемость или обучение спортивным навыкам опреде­ляет наличие спортивной базы, вопросы начальной спортив­ной ориентации (как и отбор на этапе комплектования спор­тивной школы) приобретают особую актуальность.

Начальный отбор, как и спортивная ориентация, в пер­вую очередь основан на показаниях и противопоказаниях к за­нятиям спортом в целом и специализации в частности. Во многих видах спорта отбор существует еще до начальной под­готовки путем предварительного отсева детей и подростков на основе визуальной оценки индивидуальных особенностей.

В качестве показаний и противопоказаний служат разные по ха­рактеру признаки. Например, длина тела и другие показатели телосложения во многих видах спорта являются важными по­казаниями к отбору. Так, в спортивной гимнастике предпочти­тельны дети с небольшой длиной тела, хорошо координиро­ванные, с высоким уровнем проявлений скоростно-силовых качеств.

В прыжках в воду и с лыжного трамплина, в горно­лыжном спорте, высокие требования предъявляются к вести­булярному аппарату, к способности управлять пространствен­но-временными и силовыми движениями. Однако наряду с последними уже в самом начале занятий крайне важно на­личие у детей способности к управлению психическим состоянием, к концентрации и распределению внимания, сме­лости, решительности в сочетании с умением адекватно реа­гировать на изменения внешней среды.

Иначе говоря, уже на ранних этапах отбора некомпенсируемыми (или слабо компенсируемыми) являются свойства и качества, которые во многих видах спорта определяют спортивную успешность на вышележащих этапах спортивной подготовки.

Для занятий в единоборствах, особенно в боксе и фех­товании, наряду со способностью к концентрации внимания и его распределением, противопоказанием является замедлен­ная реакция поведения, обусловленная слабостью процессов возбуждения, динамичностью нервных процессов. Слабое развитие мышц шейного, поясничного отделов позвоночника может привести к травматизму у детей и подростков, желаю­щих заниматься видами борьбы.

Начальный или первичный отбор ориентирован глав­ным образом на врачебно-медицинское заключение о состоя­нии здоровья, на отсутствие пороков (патологии) развития отдельных органов и нарушений функционального характера.

Что касается спортивной ориентации, то степень науч­ной разработанности проблемы требует большой работы по систематизации критериев отбора, составления перечня способностей и формирующих их задатков, соматотипических особенностей применительно к видам спорта. Проверка стан­дарта тестов двигательной подготовленности в 20 видах спор­та выявила определенное сходство профиля уровневой оценки тестов двигательных качеств в группе видов спорта.

Однако использование его в качестве критерия спортивной ориента­ции может носить лишь вспомогательный характер. Основной отбор проводят обычно после 1,5-2 лет занятий в группах на­чальной подготовки с целью комплектования учебно-тренировочных групп спортивной школы. На этой ступени отбора определяют степень соответствия контингента требованиям вида спорта и перспективы дальнейшего совершенствования юного спортсмена.

В зависимости от типа спортивной школы и ее задач требования различные. Понятно, что школы олим­пийского резерва предъявляют повышенные требования к углубленной оценке индивидуальных особенностей занимаю­щихся с использованием профессиональных знаний отбора и методов прогнозирования.

Прогноз спортивной успешности основывается на экс­траполяции специфических признаков и способностей инди­вида относительно спортивных критериев, уровня физическо­го развития и темпа биологического развития. Этому способ­ствуют ретроспективные данные, полученные у выдающихся спортсменов в прошлом и использование их в качестве ориентиров.

Основными критериями на этой ступени отбора яв­ляются:

  • особенности телосложения и биомеханические ха­рактеристики;
  • параметры технической подготовленности в наибольшей степени обуславливаемые специфическими про­явлениями координационных механизмов;
  • физическая ра­ботоспособность, развитие аппарата внешнего дыхания и функциональные возможности системы кровообращения, ис­ключая подвижность и устойчивость реакций;
  • особое вни­мание обращают на уровень развития качеств в системе, опре­деляющей спортивный успех.

Уже на этом этапе многолетней подготовки целесооб­разно иметь представление о личностно-психологических особенностях юных спортсменов, а также уровень мотивации и отношение в семье к занятиям ребенка спортом, мотивы и установки. При этом можно использовать простые и информа­тивные методики, не требующие инструментального обследо­вания.

Наши исследования показали надежность теппинг-тестовой модели с определенного ритмического рисунка, 14 — РГ (детский вариант методики Р. Кеттелла), методика Ч.Спилбергера — Ю.Л.Ханина, А.Ф. Горбова, Хартриджа, Равена. Данные тестирования необходимы для установления индиви­дуальных особенностей протекания процессов нервной систе­мы и темперамента, личной и соревновательной тревожности, собственно профиля личности. Тренер должен всегда помнить о диалектической полярности свойств «сила-чувствитель­ность», «сила-выносливость», о «+» и «-» как акцентирован­ного проявления отдельных личностных особенностей и отдельных свойств нервной системы.

В большинстве видов спорта на этапе углубленной тре­нировки (3-4 года занятий в УТГ) происходит комплектование контингента УОР (училищ олимпийского резерва). В этом слу­чае отбор носит более профессиональный характер и по орга­низации сходен с заключительным «предолимпийским отбо­ром». На этой ступени отбора особое значение имеют данные медицинского обследования, выявления слабых звеньев и ре­зервных возможностей, обязательно соотнесение уровня спор­тивных достижений с интегральным показателем биологиче­ской зрелости (биологический возраст).

На заключительной ступени отбора комплексное об­следование спортсменов осуществляют специалисты-врачи, физиологи, психологи, антропологи. Важную информацию о спортсмене дает спортивный анамнез по данным «Индивиду­альной карты спортсмена» и медицинской карты обследования по форме 227-а, а также дополнительные исследования, прово­димые на разных периодах спортивной подготовки.

Перспек­тивность спортсменов определяется всей совокупностью фак­торов, влияющих на спортивную успешность. Динамические исследования показали целесообразность использования до­статочно ограниченного количества показателей отбора, но от­ражающих разные стороны функциональных возможностей и специальной подготовленности (только на этапе спортивного совершенствования актуальными для отбора становятся спе­циальные качества — специальная выносливость и силовые возможности).

На данном этапе многолетней спортивной под­готовки все большее значение приобретают личностно-психо- логические особенности, включая темперамент, уровень ин­теллекта и мотивы занятий спортом, социальная зрелость, способность спортсмена управлять своим состоянием, устой­чивость психических функций.

Вместе с тем необходимо учитывать возраст и степень биологической зрелости. Чем меньше возраст спортсменов (даже при явной акселерации полового созревания и высоких спортивных достижениях), тем менее совершенны механизмы, обеспечивающие высокую физиологическую (физическую и психическую) работоспособность и биологическую надеж­ность.

Практика отбора выявила высокую эффективность применения универсальных шкал (общих) оценки важных для прогноза спортивных достижений показателей. Опыт проведе­ния отбора на заключительном этапе показал возможность ис­пользования стандартных программ комплексного обследова­ния и единых шкал оценки.Только на этом этапе, когда речь идет о комплектова­нии групп спортивного совершенствования (возраст не моложе 15-16 лет у девушек и 17-18 у юношей), сборных юношеских и молодежных команд базовым показателем отбора становится спортивный результат, но во взаимосвязи с объективной оценкой индивидуальных различий, уровня специальной (технической) подготовленности, функциональных возможностей, способности спортсмена реализовать потенциал в условиях напряженных тренировок и ответственных соревнований. Последние критерии становятся особо актуальными по мере достижения биологической зрелости.

Показано, что даже отдельные дисциплины (амплуа) имеют свои диапазоны оценок и одаренные спортсмены, при­влекаемые к подготовке взрослых спортсменов, еще не могут соответствовать требованиям спорта высших достижений.

Данные получены в процессе отбора с целью комплектования юношеской команды страны и подготовки олимпийского ре­зерва. Одновременно осуществлялась проверка информатив­ности множества критериев отбора с целью формирования комплексного показателя перспективных спортсменов. Так, для девушек-баскетболисток 14-15 лет было выделено 16 та­ких показателей. Методом расчета равных интервалов от ми­нимально допустимых и максимально возможных значений была разработана 10-балльная шкала. В таблице 1 дан диапа­зон индивидуальных значений суммы баллов оценки 16 пока­зателей при использовании такой шкалы.

Таблица 1.

Диапазон суммарной оценки индивидуальных показа­телей девушек-баскетболисток 14-15 лет (данные С. Н. Бе­ляковой)

Оптималь­

Отношение к макси­

Игровое амплуа

ный диапа­зон значений

мально возможной сум­ме баллов,

в баллах

в%

1 Защитники

88—95

55 и более

2 Крайние нападающие 84—92

53 и более

3 Центровые

80—84

50 и более

В возрасте 17-19 лет именно из их числа состоял костяк сбор­ной команды страны. С возрастом наблюдалось снижение ва­риативности индивидуальных значений суммы баллов тех же показателей. Отметим еще один важный факт. При аналогич­но организованной проверке прогностической информативно­сти критериев отбора сильнейшие представители разных ви­дов спорта на одном и том же этапе отбора имеют сходный диапазон значения суммарной оценки (в % от максимально возможной величины).

В целом исследования выявили усиле­ние сходства (единства) критериев отбора на последних эта­пах отбора. Это позволяет унифицировать основные блоки комплексной программы тестирования и применять единые шкалы оценки.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: