Осознанный и стихийный, неуправляемый и организованный спортивный отбор существует всегда. Однако эффективным отбор может быть лишь в случае, если его методическое решение базируется на знании первичного и вторичного в процессе становления спортивного мастерства, причинно- следственных их взаимоотношениях.
На этапе освоения двигательных навыков и начальной спортивной подготовки, опытный преподаватель, тренер или инструктор, зная требования различных видов спорта и оценивая данные ребенка, всегда сочетает интересы начального отбора и спортивной ориентации одновременно. В настоящее время, когда начальные занятия детей спортом переводят на самоокупаемость или обучение спортивным навыкам определяет наличие спортивной базы, вопросы начальной спортивной ориентации (как и отбор на этапе комплектования спортивной школы) приобретают особую актуальность.
Начальный отбор, как и спортивная ориентация, в первую очередь основан на показаниях и противопоказаниях к занятиям спортом в целом и специализации в частности. Во многих видах спорта отбор существует еще до начальной подготовки путем предварительного отсева детей и подростков на основе визуальной оценки индивидуальных особенностей.
В качестве показаний и противопоказаний служат разные по характеру признаки. Например, длина тела и другие показатели телосложения во многих видах спорта являются важными показаниями к отбору. Так, в спортивной гимнастике предпочтительны дети с небольшой длиной тела, хорошо координированные, с высоким уровнем проявлений скоростно-силовых качеств.
В прыжках в воду и с лыжного трамплина, в горнолыжном спорте, высокие требования предъявляются к вестибулярному аппарату, к способности управлять пространственно-временными и силовыми движениями. Однако наряду с последними уже в самом начале занятий крайне важно наличие у детей способности к управлению психическим состоянием, к концентрации и распределению внимания, смелости, решительности в сочетании с умением адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Иначе говоря, уже на ранних этапах отбора некомпенсируемыми (или слабо компенсируемыми) являются свойства и качества, которые во многих видах спорта определяют спортивную успешность на вышележащих этапах спортивной подготовки.
Для занятий в единоборствах, особенно в боксе и фехтовании, наряду со способностью к концентрации внимания и его распределением, противопоказанием является замедленная реакция поведения, обусловленная слабостью процессов возбуждения, динамичностью нервных процессов. Слабое развитие мышц шейного, поясничного отделов позвоночника может привести к травматизму у детей и подростков, желающих заниматься видами борьбы.
Начальный или первичный отбор ориентирован главным образом на врачебно-медицинское заключение о состоянии здоровья, на отсутствие пороков (патологии) развития отдельных органов и нарушений функционального характера.
Что касается спортивной ориентации, то степень научной разработанности проблемы требует большой работы по систематизации критериев отбора, составления перечня способностей и формирующих их задатков, соматотипических особенностей применительно к видам спорта. Проверка стандарта тестов двигательной подготовленности в 20 видах спорта выявила определенное сходство профиля уровневой оценки тестов двигательных качеств в группе видов спорта.
Однако использование его в качестве критерия спортивной ориентации может носить лишь вспомогательный характер. Основной отбор проводят обычно после 1,5-2 лет занятий в группах начальной подготовки с целью комплектования учебно-тренировочных групп спортивной школы. На этой ступени отбора определяют степень соответствия контингента требованиям вида спорта и перспективы дальнейшего совершенствования юного спортсмена.
В зависимости от типа спортивной школы и ее задач требования различные. Понятно, что школы олимпийского резерва предъявляют повышенные требования к углубленной оценке индивидуальных особенностей занимающихся с использованием профессиональных знаний отбора и методов прогнозирования.
Прогноз спортивной успешности основывается на экстраполяции специфических признаков и способностей индивида относительно спортивных критериев, уровня физического развития и темпа биологического развития. Этому способствуют ретроспективные данные, полученные у выдающихся спортсменов в прошлом и использование их в качестве ориентиров.
Основными критериями на этой ступени отбора являются:
- особенности телосложения и биомеханические характеристики;
- параметры технической подготовленности в наибольшей степени обуславливаемые специфическими проявлениями координационных механизмов;
- физическая работоспособность, развитие аппарата внешнего дыхания и функциональные возможности системы кровообращения, исключая подвижность и устойчивость реакций;
- особое внимание обращают на уровень развития качеств в системе, определяющей спортивный успех.
Уже на этом этапе многолетней подготовки целесообразно иметь представление о личностно-психологических особенностях юных спортсменов, а также уровень мотивации и отношение в семье к занятиям ребенка спортом, мотивы и установки. При этом можно использовать простые и информативные методики, не требующие инструментального обследования.
Наши исследования показали надежность теппинг-тестовой модели с определенного ритмического рисунка, 14 — РГ (детский вариант методики Р. Кеттелла), методика Ч.Спилбергера — Ю.Л.Ханина, А.Ф. Горбова, Хартриджа, Равена. Данные тестирования необходимы для установления индивидуальных особенностей протекания процессов нервной системы и темперамента, личной и соревновательной тревожности, собственно профиля личности. Тренер должен всегда помнить о диалектической полярности свойств «сила-чувствительность», «сила-выносливость», о «+» и «-» как акцентированного проявления отдельных личностных особенностей и отдельных свойств нервной системы.
В большинстве видов спорта на этапе углубленной тренировки (3-4 года занятий в УТГ) происходит комплектование контингента УОР (училищ олимпийского резерва). В этом случае отбор носит более профессиональный характер и по организации сходен с заключительным «предолимпийским отбором». На этой ступени отбора особое значение имеют данные медицинского обследования, выявления слабых звеньев и резервных возможностей, обязательно соотнесение уровня спортивных достижений с интегральным показателем биологической зрелости (биологический возраст).
На заключительной ступени отбора комплексное обследование спортсменов осуществляют специалисты-врачи, физиологи, психологи, антропологи. Важную информацию о спортсмене дает спортивный анамнез по данным «Индивидуальной карты спортсмена» и медицинской карты обследования по форме 227-а, а также дополнительные исследования, проводимые на разных периодах спортивной подготовки.
Перспективность спортсменов определяется всей совокупностью факторов, влияющих на спортивную успешность. Динамические исследования показали целесообразность использования достаточно ограниченного количества показателей отбора, но отражающих разные стороны функциональных возможностей и специальной подготовленности (только на этапе спортивного совершенствования актуальными для отбора становятся специальные качества — специальная выносливость и силовые возможности).
На данном этапе многолетней спортивной подготовки все большее значение приобретают личностно-психо- логические особенности, включая темперамент, уровень интеллекта и мотивы занятий спортом, социальная зрелость, способность спортсмена управлять своим состоянием, устойчивость психических функций.
Вместе с тем необходимо учитывать возраст и степень биологической зрелости. Чем меньше возраст спортсменов (даже при явной акселерации полового созревания и высоких спортивных достижениях), тем менее совершенны механизмы, обеспечивающие высокую физиологическую (физическую и психическую) работоспособность и биологическую надежность.
Практика отбора выявила высокую эффективность применения универсальных шкал (общих) оценки важных для прогноза спортивных достижений показателей. Опыт проведения отбора на заключительном этапе показал возможность использования стандартных программ комплексного обследования и единых шкал оценки.Только на этом этапе, когда речь идет о комплектовании групп спортивного совершенствования (возраст не моложе 15-16 лет у девушек и 17-18 у юношей), сборных юношеских и молодежных команд базовым показателем отбора становится спортивный результат, но во взаимосвязи с объективной оценкой индивидуальных различий, уровня специальной (технической) подготовленности, функциональных возможностей, способности спортсмена реализовать потенциал в условиях напряженных тренировок и ответственных соревнований. Последние критерии становятся особо актуальными по мере достижения биологической зрелости.
Показано, что даже отдельные дисциплины (амплуа) имеют свои диапазоны оценок и одаренные спортсмены, привлекаемые к подготовке взрослых спортсменов, еще не могут соответствовать требованиям спорта высших достижений.
Данные получены в процессе отбора с целью комплектования юношеской команды страны и подготовки олимпийского резерва. Одновременно осуществлялась проверка информативности множества критериев отбора с целью формирования комплексного показателя перспективных спортсменов. Так, для девушек-баскетболисток 14-15 лет было выделено 16 таких показателей. Методом расчета равных интервалов от минимально допустимых и максимально возможных значений была разработана 10-балльная шкала. В таблице 1 дан диапазон индивидуальных значений суммы баллов оценки 16 показателей при использовании такой шкалы.
Таблица 1.
Диапазон суммарной оценки индивидуальных показателей девушек-баскетболисток 14-15 лет (данные С. Н. Беляковой)
Оптималь |
Отношение к макси |
|
Игровое амплуа |
ный диапазон значений |
мально возможной сумме баллов, |
в баллах |
в% |
|
1 Защитники |
88—95 |
55 и более |
2 Крайние нападающие 84—92 |
53 и более |
|
3 Центровые |
80—84 |
50 и более |
В возрасте 17-19 лет именно из их числа состоял костяк сборной команды страны. С возрастом наблюдалось снижение вариативности индивидуальных значений суммы баллов тех же показателей. Отметим еще один важный факт. При аналогично организованной проверке прогностической информативности критериев отбора сильнейшие представители разных видов спорта на одном и том же этапе отбора имеют сходный диапазон значения суммарной оценки (в % от максимально возможной величины).
В целом исследования выявили усиление сходства (единства) критериев отбора на последних этапах отбора. Это позволяет унифицировать основные блоки комплексной программы тестирования и применять единые шкалы оценки.