sport-in » Статьи » Полезная информация » Карательные меры в борьбе с допигом

Карательные меры в борьбе с допигом

0 227 03-09-2020 06:28

Карательные меры в борьбе с допигомВ списке допингов МОК значится не так уж и мно­го названий лекарств, однако практически каждое из них имеет множество синонимов. Всего же в мире этих названий более 10 тысяч.

Раздел 4 Медицинского кодекса устанавливает меру наказания: за первое нарушение правил, если оно произошло во время соревнований, — дисквали­фикация плюс временное отстранение от участия во всех соревнованиях сроком на два года. Исключение сделано для таких средств, как эфедрин, фенилпро- пиламин, псевдоэфедрин, кофеин, стрихнин и род­ственные им препараты — максимальный срок диск­валификации составляет из-за них три месяца.

Если попавшийся спортсмен является членом ко­манды, выступающей в соревновании, то его команда получает предупреждение. Команда может быть от­странена от соревнований в том случае, если после предупреждения один или более ее членов откажутся подчиниться требованиям допинг-контроля или же будут уличены в применении допинга.

Наказание за повторное нарушение требований Медицинского кодекса МОК влечет за собой пожиз­ненную дисквалификацию спортсмена. Данное пра­вило распространяется на соревнования любого уров­ня, вплоть до Олимпийских игр.

Процедура поиска допинга примерно такова: про­ба у спортсмена берется дважды. В том случае, если в так называемой пробе А находят следы препаратов, отнесенных к допингу, вскрывается и проба Б. Обна­ружение в пробе Б тех же веществ влечет за собой дис­квалификацию. Случаи снижения срока дисквалифи­кации были, но полной ее отмены, за исключением случаев, когда грубо ошиблись медики, не наблюда­лось. Если в пробе А никаких запрещенных веществ не находят, пробу Б направляют в Антидопинговое агентство, в котором она хранится на протяжении всей карьеры спортсмена или до особого случая, когда ее вскрытие поможет установить истину в той или иной мере. Сейчас предлагается сократить срок хранения проб спортсменов в ВАДА.

Существует неписаное правило: главное в допин­ге не то, как он попал в организм, спортсмена, а то, что запрещенные вещества вообще присут­ствуют в его организме.

Это правило свидетельствует, с одной стороны, о желании антидопингового агентства облегчить про­цедуру вынесения вердиктов и переложить всю ответ­ственность за прием не «тех» препаратов, пусть и не­умышленный, непосредственно на спортсмена и его команду. С другой стороны, очень тяжело оградить участников серьезных международных соревнований от провокаций. Ведь огромные заработки, известность и почитание могут вскружить голову кому угодно.

Никто уже не верит в сказки о дружбе в спорте. Се­годня способы борьбы друг с другом становятся все более изощренными, циничными и бессовестными. Главное, что допинг есть в организме спортсмена, а как он туда попал — не так уж и важно. Поэтому се­годня спортсмены вынуждены очень тщательно сле­дить за всем, что они пьют и едят, чем дышат.

Факт принятия допинга влечет не только дисквали­фикацию. Почти всегда это — крах репутации, име­ни, лишение заработка, рекламных контрактов, завер­шение карьеры помимо собственной воли. Не случай­но попавшихся во время Олимпиад спортсменов выд­воряют из олимпийской деревни в течение суток.

Уже в 1968 году наличие допинга означало одно: спортивный результат аннулируется, а сам наруши­тель дисквалифицируется. Теперь наказание только еще более ужесточается: спортсмен сейчас редко по­лучает меньше двух лет дисквалификации. Хотя ниж­ний порог за применение наиболее безобидных пре­паратов — например, запрещенных антипростудных средств — составляет всего три месяца. А вот повтор­ное обнаружение допинга в крови лишает спортсме­на права продолжать спортивную карьеру.

Хитрость спортсменов, отказывающихся от провер­ки, быстро пресекли, приравняв их отказ к выявлению допинга. Их также дисквалифицируют. Показательны подобные факты: защитник прославленного футбольно­го клуба «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд якобы забыл явиться на тест после одного из матчей английс­кой премьер-лиги и, несмотря на длительные судебные разбирательства, последовавшие после вынесения реше­ния, был дисквалифицирован на восемь месяцев.

Одним из видов отказа стало несогласие Егора Ти­това с решением открыть пробу Б, когда первоначаль­ный тест показал наличие в его организме запрещен­ных препаратов. Это автоматически превратилось для него в годичную дисквалификацию, последовавшую в момент расцвета карьеры (о всем известном бромантановом скандале в футбольном «Спартаке» — даль­ше). Хотя некоторые придерживаются мнения, что такое уклонение спасло Егора от как минимум двух­годичной дисквалификации…

В некоторых видах спорта — в тяжелой атлетике и в плавании — ввели коллективную ответственность за применение допинга: после трех положительных проб в течение календарного года дисквалифицируется вся национальная федерация. Впрочем, федерация может оплатить штраф — и тогда дисквалификации не пос­ледует. Именно так случилось на Играх-2000? в Сид­нее: перед соревнованиями по тяжелой атлетике не прошли допинг-тест два румынских штангиста — Траян Цихареан (бронзовый медалист Игр 1992 года в Бар­селоне) и Андрей Матиас.

В их крови были найдены следы стероида нандролона. Согласно правилам Меж­дународной федерации тяжелой атлетики, если в те­чение года в употреблении запрещенных веществ бу­дут замечены три представителя одной страны, всей национальной команде грозит дисквалификация. Так как в мае 2000 года в применении допинга был уличен еще один румынский штангист — Разван Илие, МОК принял решение отстранить от участия в Олимпиаде всю команду.

Вот тут-то и «пригодилась» статья о фи­нансовой ответственности. 50 тыс. долларов поступи­ло в кассу МОК — и румынская федерация получила индульгенцию. Правда, атлетов это не спасло: Циха­реан и Матиас потребовали провести повторную про­верку и даже начали голодовку. После того как повтор­ный допинг-тест подтвердил результаты первого, оба были дисквалифицированы пожизненно.

Болгарской команде тяжелоатлетов в Сиднее повез­ло меньше: сразу трое ее спортсменов попались на до­пинге и, согласно правилам Международной федера­ции тяжелой атлетики, вся болгарская сборная была дисквалифицирована и покинула Сидней. А вот то, что произошло с этой же командой на Олимпиаде 1988 года в Сеуле иначе как анекдот и не воспринимается: бол­гарские штангисты планировали замаскировать до­пинг свежей мочой, введенной через катетер. Но их планы раскусил кто-то из советской команды и попро­сту заперся в общем туалете — единственном месте, где можно было бы проделать эту процедуру. В итоге — болгарская команда подверглась дисквалификации.

Со временем суммы штрафов, возлагаемых на на­циональную федерацию за допинг спортсменов, ста­ли увеличиваться, а правила их взимания — услож­няться. Теперь в случае, если во время международных соревнований на использовании запрещенных препаратов «попадутся» двое и более участников, то федерации этой страны придется заплатить 50 тыс. долларов. Если же в течение года в применении до­пинга будут уличены более четверых спортсменов, то национальная федерация будет обязана заплатить штраф в размере 100 тыс. долларов.

Там, где нет коллективной ответственности, мож­но распрощаться с репутацией. Так в 2001 году на Чемпионате мира в родном для себя городе Лахти 6 финских гонщиков оказались уличенными в упот­реблении запрещенных препаратов. Местная федера­ция была дисквалифицирована.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: