В списке допингов МОК значится не так уж и много названий лекарств, однако практически каждое из них имеет множество синонимов. Всего же в мире этих названий более 10 тысяч.
Раздел 4 Медицинского кодекса устанавливает меру наказания: за первое нарушение правил, если оно произошло во время соревнований, — дисквалификация плюс временное отстранение от участия во всех соревнованиях сроком на два года. Исключение сделано для таких средств, как эфедрин, фенилпро- пиламин, псевдоэфедрин, кофеин, стрихнин и родственные им препараты — максимальный срок дисквалификации составляет из-за них три месяца.
Если попавшийся спортсмен является членом команды, выступающей в соревновании, то его команда получает предупреждение. Команда может быть отстранена от соревнований в том случае, если после предупреждения один или более ее членов откажутся подчиниться требованиям допинг-контроля или же будут уличены в применении допинга.
Наказание за повторное нарушение требований Медицинского кодекса МОК влечет за собой пожизненную дисквалификацию спортсмена. Данное правило распространяется на соревнования любого уровня, вплоть до Олимпийских игр.
Процедура поиска допинга примерно такова: проба у спортсмена берется дважды. В том случае, если в так называемой пробе А находят следы препаратов, отнесенных к допингу, вскрывается и проба Б. Обнаружение в пробе Б тех же веществ влечет за собой дисквалификацию. Случаи снижения срока дисквалификации были, но полной ее отмены, за исключением случаев, когда грубо ошиблись медики, не наблюдалось. Если в пробе А никаких запрещенных веществ не находят, пробу Б направляют в Антидопинговое агентство, в котором она хранится на протяжении всей карьеры спортсмена или до особого случая, когда ее вскрытие поможет установить истину в той или иной мере. Сейчас предлагается сократить срок хранения проб спортсменов в ВАДА.
Существует неписаное правило: главное в допинге не то, как он попал в организм, спортсмена, а то, что запрещенные вещества вообще присутствуют в его организме.
Это правило свидетельствует, с одной стороны, о желании антидопингового агентства облегчить процедуру вынесения вердиктов и переложить всю ответственность за прием не «тех» препаратов, пусть и неумышленный, непосредственно на спортсмена и его команду. С другой стороны, очень тяжело оградить участников серьезных международных соревнований от провокаций. Ведь огромные заработки, известность и почитание могут вскружить голову кому угодно.
Никто уже не верит в сказки о дружбе в спорте. Сегодня способы борьбы друг с другом становятся все более изощренными, циничными и бессовестными. Главное, что допинг есть в организме спортсмена, а как он туда попал — не так уж и важно. Поэтому сегодня спортсмены вынуждены очень тщательно следить за всем, что они пьют и едят, чем дышат.
Факт принятия допинга влечет не только дисквалификацию. Почти всегда это — крах репутации, имени, лишение заработка, рекламных контрактов, завершение карьеры помимо собственной воли. Не случайно попавшихся во время Олимпиад спортсменов выдворяют из олимпийской деревни в течение суток.
Уже в 1968 году наличие допинга означало одно: спортивный результат аннулируется, а сам нарушитель дисквалифицируется. Теперь наказание только еще более ужесточается: спортсмен сейчас редко получает меньше двух лет дисквалификации. Хотя нижний порог за применение наиболее безобидных препаратов — например, запрещенных антипростудных средств — составляет всего три месяца. А вот повторное обнаружение допинга в крови лишает спортсмена права продолжать спортивную карьеру.
Хитрость спортсменов, отказывающихся от проверки, быстро пресекли, приравняв их отказ к выявлению допинга. Их также дисквалифицируют. Показательны подобные факты: защитник прославленного футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд якобы забыл явиться на тест после одного из матчей английской премьер-лиги и, несмотря на длительные судебные разбирательства, последовавшие после вынесения решения, был дисквалифицирован на восемь месяцев.
Одним из видов отказа стало несогласие Егора Титова с решением открыть пробу Б, когда первоначальный тест показал наличие в его организме запрещенных препаратов. Это автоматически превратилось для него в годичную дисквалификацию, последовавшую в момент расцвета карьеры (о всем известном бромантановом скандале в футбольном «Спартаке» — дальше). Хотя некоторые придерживаются мнения, что такое уклонение спасло Егора от как минимум двухгодичной дисквалификации…
В некоторых видах спорта — в тяжелой атлетике и в плавании — ввели коллективную ответственность за применение допинга: после трех положительных проб в течение календарного года дисквалифицируется вся национальная федерация. Впрочем, федерация может оплатить штраф — и тогда дисквалификации не последует. Именно так случилось на Играх-2000? в Сиднее: перед соревнованиями по тяжелой атлетике не прошли допинг-тест два румынских штангиста — Траян Цихареан (бронзовый медалист Игр 1992 года в Барселоне) и Андрей Матиас.
В их крови были найдены следы стероида нандролона. Согласно правилам Международной федерации тяжелой атлетики, если в течение года в употреблении запрещенных веществ будут замечены три представителя одной страны, всей национальной команде грозит дисквалификация. Так как в мае 2000 года в применении допинга был уличен еще один румынский штангист — Разван Илие, МОК принял решение отстранить от участия в Олимпиаде всю команду.
Вот тут-то и «пригодилась» статья о финансовой ответственности. 50 тыс. долларов поступило в кассу МОК — и румынская федерация получила индульгенцию. Правда, атлетов это не спасло: Цихареан и Матиас потребовали провести повторную проверку и даже начали голодовку. После того как повторный допинг-тест подтвердил результаты первого, оба были дисквалифицированы пожизненно.
Болгарской команде тяжелоатлетов в Сиднее повезло меньше: сразу трое ее спортсменов попались на допинге и, согласно правилам Международной федерации тяжелой атлетики, вся болгарская сборная была дисквалифицирована и покинула Сидней. А вот то, что произошло с этой же командой на Олимпиаде 1988 года в Сеуле иначе как анекдот и не воспринимается: болгарские штангисты планировали замаскировать допинг свежей мочой, введенной через катетер. Но их планы раскусил кто-то из советской команды и попросту заперся в общем туалете — единственном месте, где можно было бы проделать эту процедуру. В итоге — болгарская команда подверглась дисквалификации.
Со временем суммы штрафов, возлагаемых на национальную федерацию за допинг спортсменов, стали увеличиваться, а правила их взимания — усложняться. Теперь в случае, если во время международных соревнований на использовании запрещенных препаратов «попадутся» двое и более участников, то федерации этой страны придется заплатить 50 тыс. долларов. Если же в течение года в применении допинга будут уличены более четверых спортсменов, то национальная федерация будет обязана заплатить штраф в размере 100 тыс. долларов.
Там, где нет коллективной ответственности, можно распрощаться с репутацией. Так в 2001 году на Чемпионате мира в родном для себя городе Лахти 6 финских гонщиков оказались уличенными в употреблении запрещенных препаратов. Местная федерация была дисквалифицирована.