Целенаправленное физическое воспитание детей и молодежи началось в России в XVIII столетии, когда по указанию Петра Великого в Москве была открыта (1703 г.) частная гимназия Э. Глюка, в число учебных дисциплин которой вошли обязательные занятия по физическому воспитанию. Затем этот опыт был распространен на другие школы и университеты.
Специальным постановлением правительства (1804 г.) учебным заведениям было предписано: там, где возможно, подлежит проводить занятия танцами, музыкой и телесными упражнениями». В 1828 г. Уставом учебных заведений России узаконили обязательное физическое воспитание учащихся гимназий и университетов.
А после реформы образования, проведенной в 1902 г., в школах страны были введены ежедневные получасовые занятия физическими упражнениями, в число которых весной, летом и осенью включали плавание, греблю, езду на велосипеде, фехтование, а зимой — катание на лыжах и коньках. Это нововведение обеспечило качественный скачок в физической подготовке молодежи. Чтобы усилить данное направление в воспитании подрастающего поколения, на заседании Государственной Думы в 1913 г. прошло слушание состояния физического воспитания учащихся.
Всеобщую лыжную подготовку молодежи значительно активизировали военно-политические события в стране 1914-1920 гг. Обязательное овладение «лыжным делом» было закреплено программой всеобщего военного обучения (Всевобуч, 1918 г.). Началась специальная подготовка инструкторов по лыжам, разработаны «Наставления по обучению лыжных частей» и «Положение об отдельных лыжных ротах и командах». Позднее со всей допризывной молодежью на пунктах Всевобуча и в райвоенкоматах проводилась лыжная подготовка вначале по 20-, затем по 40-часовой программам.
Более полувека (с 1931 г.) основой государственной системы физического воспитания детей и молодежи служил комплекс ГТО (Готов к труду и обороне СССР), основателем которого является А.Д. Новиков. В число обязательных требований на всех ступенях комплекса входило выполнение установленных нормативов по лыжам.
Комплекс постоянно совершенствовался, его последний (седьмой) вариант был разработан и внедрен в 1985 г. В этом комплексе была рекомендована недельная нагрузка в передвижении на лыжах от 8-10 км для детей и подростков до 30-35 км для молодежи, установлены временные нормативы на дистанциях от 1 до 10 км с учетом возраста и пола.
Овладение навыками передвижения на лыжах являлось обязательной составляющей физического воспитания дошкольников, учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, военнослужащих. Это требование было закреплено в соответствующих государственных программах. По действующим в настоящее время Федеральным программам физического воспитания детско-юношеского и молодежного контингента населения России лыжная подготовка остается, естественно, его базовой частью.
Мощным импульсом в развитии физкультурно-спортивного движения стало открытие первых детских спортивных школ (1934 г.) и создание по решению правительства (1936 г.) разветвленной сети добровольных спортивных обществ, перед которыми наряду с укреплением здоровья средствами физической культуры были поставлены задачи по подготовке квалифицированных спортсменов для достойного представления страны на международной спортивной арене.
Материальной базой широкого вовлечения детей и молодежи в регулярные физкультурно-спортивные занятия служило в основном государственное финансирование. Интенсивно расширялась сеть спортивных школ разных категорий. Если в 1970 г. в стране насчитывалось 3 808 спортивных школ с общим количеством занимающихся 1 323 405, то в 1985 г. стало 7 042 спортивные школы, в которых подготовку по разным видам спорта вели 3 334 017 человек.
Таким образом, за 15 лет общее число учащихся спортивных школ возросло в 2,5 раза. Лыжников-гонщиков, в частности, готовили 1 446 детско-юношеских спортивных школ, 46 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, 319 спортклассов с продленным днем обучения в общеобразовательных школах, которые были органической частью ДЮСШ (СДЮШОР), 8 общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля, реорганизованные в 1987 г. в училища олимпийского резерва с продлением срока обучения до 12 лет и присвоением выпускникам квалификации тренера по виду спорта, 29 школ высшего спортивного мастерства. В этих структурных подразделениях по подготовке спортивного резерва занимались около 300 тысяч лыжников-гонщиков.
С распадом Советского Союза (1991 г.) спортивные школы бывших союзных республик перешли в ведение соответствующих самостоятельных государств. Многие школы, расположенные на территории России, оказались в крайне тяжелом материальном положении. Из-за резкого сокращения финансирования из государственного бюджета некоторые зашли в финансовый тупик. Постепенное возрождение спортивных школ наметилось в конце 90-х годов. На исходе XX столетия лыжную подготовку осуществляли 980 отделений ДЮСШ и СДЮШОР в 64 территориальных округах России.
Наиболее объективную оценку популярности среди молодежи нашей страны того или иного вида спорта на конкретном этапе развития позволяет дать сравнительный анализ данных о подготовке спортивного резерва по видам спорта, в которых российские спортсмены принимают участие в зимних Олимпийских играх.
Так, на первых в XXI столетии XIX ЗОИ (Солт-Лейк-Сити, США, 2002г.) национальная команда боролась за медали в 13 номерах олимпийской программы. Со временем, что называется, «документом эпохи» станут приведенные в табл. 1 сведения о количестве занимающихся в ДЮСШ (СДЮШОР), УОР, ШВСМ и числе тренеров, работающих на рубеже веков и тысячелетий по бобслею, биатлону, горным лыжам, конькобежному спорту, лыжным гонкам, лыжному двоеборью, прыжкам на лыжах с трамплина, санному спорту, сноуборду, фигурному катанию, фристайлу, хоккею, шорт- треку.
Среди зимних видов спорта бесспорным лидером в России являются лыжные гонки. От общего количества занимающихся зимними олимпийскими видами спорта в спортивных школах, училищах олимпийского резерва и школах высшего спортивного мастерства лыжники-гонщики составляют 64,1 %. В 3 раза (!) меньше молодежи отдает предпочтение хоккею, который занимает по массовости второе место — 21,1%, а на третьем идут фигуристы 4,6% от общего числа занимающихся 13 зимними олимпийскими видами спорта.
Таблица 1. Подготовка олимпийского резерва по зимним видам спорта (данные на 01 июня 2000 г.)
|
Самый низкий показатель имеет бобслей — 0,02%.По количеству тренеров, обеспечивающих подготовку олимпийского резерва, в первую тройку с такими же, как и по занимающимся, относительными показателями вошли те же виды спорта: лыжные гонки, хоккей, фигурное катание, а меньше всего тренеров работает в бобслее.
Достойной основой для дальнейшего развития физической культуры и спорта в целом как отрасли является принятый Государственной Думой 13 января 1999 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 29 апреля 1999 г. федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 80-ФЗ). Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры, спорта, национального олимпийского движения.
Этот закон впервые с момента основания отечественного спортивного движения официально признает статус профессионального спорта, что дает возможность рассматривать деятельность в спорте высших спортивных достижений как любую другую трудовую сферу деятельности, как отрасль народного хозяйства. Признание статуса профессионального спорта дает возможность привести и специфичные в спортивной деятельности условия труда в соответствие с новым «Законом о труде».
В первую очередь становится актуальным признание комплекса неблагоприятных факторов профессиональной спортивной деятельности, в числе которых прежде всего высокое физическое напряжение, достигающее у лыжников-гонщиков в некоторые периоды подготовки и выступлений на марафонских и сверхмарафонских дистанциях 7-8 тысяч ккал/сутки (для сравнения: даже у шахтеров энергозатраты составляют в среднем 4,5-5 тысяч ккал/сутки, по А.Г. Дембо, 1988); повышенные нервно-эмоциональные воздействия, особенно во время соревнований; увеличенный риск травматизма; дополнительные трудности, обусловленные природными метеофакторами; частая смена часовых поясов из- за проведения тренировок и соревнований в разных регионах России и за рубежом и т.п.
Необходимо предусмотреть все возможные виды профилактики, социальной защиты и социальной помощи при отклонениях в состоянии здоровья и потере профессиональной трудоспособности работниками спорта, как это принято в любой другой отрасли, характеризующейся какими-либо вредными условиями труда. Профессиональный спорт должен быть социально защищен аналогично другим видам трудовой деятельности.
Закон утверждает неоспоримую роль спорта высших достижений в жизни общества. Благодаря своей яркой, выразительниц зрелищности профессиональный спорт способен привлечь к физической активности широкие массы молодежи. Успех формирования у детей и подростков, юношей и девушек положительного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом во многом зависит именно от эффективности участия в спорте высших достижений их соотечественников. Эта пропаганда один из наиболее действенных путей воспитания здорового молодого населения страны, защиты молодежи от употребления алкоголя, наркотиков, других негативных увлечений.
Наряду с законом с целью дальнейшего развития физической культуры и спорта постоянно принимаются новые Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства, реализация которых позволяет приступить к оказанию практической помощи спортивным и общеобразовательным школам в обеспечении их спортивным инвентарем и оборудованием, решении других жизненных вопросов.
Таким образом, в наступившем столетии сфера физической культуры и спорта имеет полновесную, принятую на федеральном уровне законодательную основу, правовую и нормативную базу. Хочется верить, что все это будет содействовать дальнейшему возрождению и расширению сети спортивных школ, что позволит вовлечь больше молодежи в систематическую, целенаправленную физкультурно-спортивную деятельность, и в частности, в занятия лыжными гонками — самым популярным зимним видом спорта в богатой снегом России.
Основные выводы
- В России на всех этапах развития современного физкуль- гурно-спортивного движения лыжная подготовка является базовой основой физического воспитания дошкольников, школьников, учащихся средних специальных учебных заведений, студентов вузов, военнослужащих, что закреплено соответствующими государственными программами.
- Лыжные гонки — самый массовый в России зимний вид спорта. Из 13 видов спорта, по которым велась централизованная подготовка национальных команд к первым в XXI столетии XIX зимним Олимпийским играм (Солт-Лейк-Сити, США, 2002г.), занимающиеся лыжными гонками в ДЮСШ (СДЮШОР), УОР, ШВОМ и работающие с ними тренеры составили 64,1 % от общего численного состава по всем олимпийским зимним видам спорта. Именно этот объективный критерий ставит лыжные гонки в нашей стране по массовости не просто на первое место, а объявляет их вне конкуренции.
- Законодательной, правовой и нормативной базой дальнейшего развития профессионального спорта высших достижений, возрождения и расширения сети отделений по лыжным гонкам в спортивных школах разных категорий должен служить федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также постоянно принимаемые новые Указы, постановления и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации.