Требования к профессии спортивного тренера специфичны, но мнение женщин — членов Национальной ассоциации спортивных тренеров (National Athletic Trainers’ Association, NATA) совпадает с позицией женщин других профессий, в которых преобладают мужчины.
Несмотря на то что в Ассоциации оба пола одинаково представлены в количественном соотношении (46% членов NATA — женщины), руководящие должности (59%) занимают в основном мужчины, тогда как женщин на ответственных постах — только 37%.
Подчиненные обычно не занимают позиции лидеров. В корпоративном мире США 95-97% менеджеров высшего звена — мужчины, в научных областях медицины тенденция такова, что женщин 77%, а мужчин 30%. Поведенческие реакции, связанные с полом, политика или действия оказывают отрицательное влияние на работу, приводя к возникновению дифференцированного отношения или созданию недружественной обстановки, что выливается в дискриминацию по половому признаку.
Наша цель — выявить проблемы, связанные с вопросами пола в среде спортивных тренеров с помощью теории групп, лишенных речи, и привести доказательства достижения успеха женщинами — представителями этой профессии.
Теоретические перспективы
Теория групп, лишенных речи, заключается в том, что правящая верхушка организации (доминанта) не принимает во внимание мнения и интересы некоторых категорий работников. Доминанта декларирует модель поведения и коммуникации таким образом, что подчиненные, например женщины в профессии, где преобладают мужчины, не принимаются во внимание, хотя их интересы могут быть иными.
Следовательно, эта теория фокусируется на доминировании одной группы над другой в процессах коммуникации и обмена информацией. Исторически сложилось так, что пол, социальная и расовая принадлежность являются определяющими признаками для безусловной субординации групп индивидуумов, подчиняющихся идеологии правящего класса.
Теория групп, лишенных речи, также выявляет общность между функционированием и достижением успеха подчиненных групп спортивных тренеров-женщин в «мужской» профессии, а также различия в условиях для женщин на рынке труда. Она с успехом применялась при изучении изолированных популяций, что побудило нас избрать ее для своего исследования.
Систематические планомерные усилия должны привести к активизации участия женщин в принятии ответственных решений, а также их лидерства в профессии спортивного тренера.
Новые стратегии для улучшения условий женского труда подразумевают большую гибкость в профессиональных обязанностях и графике работы, большее разнообразие системы поощрений, новую политику отделов кадров, обеспечение поддержки для матерей, программ отпуска по уходу за детьми, трудоустройство работающих жен, пристальное внимание к вопросам пола в профессиональной сфере.
Молчание женщин имеет несколько проявлений. Эта степень дискриминации особенно заметна в общественной сфере: женщины чувствуют себя менее комфортно, а также проявляют себя менее экспрессивно в обществе, чем при личном общении. Крамер (Kramarae) утверждает, что язык придумали мужчины и он служит для ограничения, обесценивания и исключения женщин.
Например, рассмотрим ситуации, когда тренер говорит мужчине-спортсмену, получившему травму: «Не веди себя, как баба», «Не будь девчонкой» или даже «Ты словно женщина». Подобные унизительные выражения зачастую употребляются в присутствии тренеров-женщин, что заставляет их чувствовать себя оскорбленными.
Для того чтобы быть понятыми и принятыми в мире спортивных тренеров, женщины должны также использовать терминологию, принятую среди мужчин; свою собственную они не выработали. Восприятие этой ситуации медленно изменяется, но исторически спортсменами и тренерами были главным образом мужчины. Женщины стараются следить за своими словами более тщательно, чем мужчины в тех же ситуациях.
Например, унизительные обращения к подопечным или комментарии их действий, такие как «детка», «сладкая», «мамочка» или «телка» часто игнорируются или пропускаются мимо ушей женщинами или их наставниками. Молчание подчиненных групп, безусловно, вносит свой вклад в неравенство и дискриминацию.
Широко известно, что полноценное общение является необходимым компонентом для достижения успеха индивидуума или коллектива. В связи с этим необходимо отметить, что преграды в общении могут отрицательно влиять на тех, кто находится вне доминантной культуры.
Следовательно, основываясь на теории групп, лишенных речи, мы предполагаем, что женщины-тренеры находятся в заведомо невыгодном положении, добиваясь реализации личных и общественных целей.
В отчете NATA о заработной плате сотрудников за 2003 г. отражено, что женщины в среднем зарабатывали за год на $6500 меньше, чем мужчины, а также получали лишь 43% от ежегодной премии, начисляемой мужчинам (мужчины — $721, женщины — $311).
Средний возраст женщин-тренеров составил 30 лет (мужчин — 33 года), 12% женщин работают неполный рабочий день (по сравнению с 5% мужчин). Женщины, имеющие диплом спортивного тренера, в среднем трудятся 48 часов в неделю (по сравнению с 55 часами в неделю у мужчин).
Препятствия для достижения успеха в профессиональной карьере не различаются у мужчин и женщин, но отношение к ним разное. Тренеры-женщины сообщают, что препятствиями для осуществления целей в профессиональной сфере становится семейная/личная жизнь, недостаток возможностей, особенности отношения к женщинам в профессии, заработная плата.
Мужчины сообщают, что их более всего волнуют продвижение по службе, семейная/личная жизнь, заработная плата, длительность рабочего дня, выгорание. Большинство опрошенных женщин (63%) также утверждает, что ощущают себя вне мужской общности, а 97% из них считает, что при приеме на работу, а также при продвижении по службе предпочтение отдается кандидатам мужского пола.
И наоборот, только 44% мужчин заявили, что женщин исключают из коллектива, и лишь 11 и 2% соответственно считают, что женщинам отдается предпочтение при распределении руководящих должностей и приеме на работу. Вопросы равенства полов, дискриминации, препятствий в профессиональной карьере становятся для женщин проблемами, возможно, потому, что именно мужчины составляют 84% руководящего состава школьных и университетских спортивных программ.